Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1015251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав потребителей" внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1015251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав потребителей", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, О.А. Ниловым, а также О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях усиления гарантий соблюдения прав потребителей и предполагает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), согласно которым ответственность за нарушение прав потребителей должна устанавливаться в зависимости от уплаченной потребителем стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества. Для этого законопроектом вводится стоимостная шкала товаров (работ, услуг) по следующим категориям: значительный размер приобретенных товаров (от 1 тыс. до 250 тыс.руб.), крупный размер (от 250 тыс. до 500 тыс. руб.) и особо крупный размер (от 500 тыс. руб.).
Так, изменения вносятся в статью 14.7 "Обман потребителей" и в статью 14.8 "Нарушение иных прав потребителей" КоАП, согласно которым за один и тот же состав правонарушения предусматривается различная административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого зависит от стоимости товара (работы, услуги), при приобретении которого нарушены права потребителя.
Следует отметить, что авторами законопроекта предлагается пересмотреть подходы к установлению административной ответственности только по двум статьям КоАП (ст. ст. 14.7 и 14.8), тогда как количество статей, квалифицирующих составы правонарушений в сфере защиты прав потребителей и устанавливающих административную ответственность за их совершение, значительно больше. В частности, статья 14.2 "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена", статья 14.4 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований", статья 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники", статья 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров", статья 14.43 "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" и т.д.
Обращаем внимание, что Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и КоАП являются законодательными актами, действие которых в сфере защиты прав потребителей обязательны к применению на всей территории Российской Федерации. Принимая это во внимание, а также учитывая сложную экономическую ситуацию в Российской Федерации, различный уровень развития регионов, большой разрыв в уровне жизни и материальной обеспеченности как граждан, так и домохозяйств, неоправданно основываться в определении размера административной ответственности исключительно на стоимости товара (работы, услуги).
Стоимостной критерий для каждого человека индивидуален и является относительным в определении "значительного", "крупного" и "особо крупного" размера приобретаемых товаров (работ, услуг). Для пенсионеров и малообеспеченных граждан покупка товара (работы, услуги) в размере до 5 тыс. рублей является существенной суммой и фактически является "особо крупным" размером. Взятие, например, кредита в микрофинансовой организации в размере 5 тыс. рублей для малообеспеченного гражданина может привести не только к существенным материальным расходам, но и к негативным для жизни и здоровья заемщика последствиям. Зачастую моральные, а, может, и физические страдания такого человека существенно выше, чем у преуспевающего гражданина, который оспаривает приобретение ненадлежащего качества дорогостоящего товара (работы, услуги) стоимостью свыше 500 тыс. рублей и для которого такая сумма относится к его "значительным" тратам.
Таким образом, неправомерно узаконивать практику, при которой административная ответственность не зависит от тяжести наступивших в результате приобретения некачественного товара (работы, услуги) последствий, виновных действий (бездействия) нарушителя, не учитывает состояние пострадавшего лица и другие особенности конкретного дела.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает проект федерального закона N 1015251-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части защиты прав потребителей" и рекомендует его отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.