Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1013569-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Верховным Советом Республики Хакасия
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающие административную ответственность должностных лиц и юридических лиц за установку на транспортное средство стекол (а равно их покрытие прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.
Пункт 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Перечень неисправностей), предусматривает запрет эксплуатации транспортного средства, если установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. В соответствии с примечанием к названному пункту Перечня неисправностей разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует нормам.
В связи с изложенным следует обратить внимание, что требования к обеспечению обзорности, установленные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 877, также не содержат запрета на установку на транспортных средствах вышеуказанных стекол.
Учитывая изложенное, основываясь на положениях пункта 3 части 1 статьи 1.3. КоАП РФ, которым устанавливается административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, полагаем, что предлагаемые изменения, связанные с введением ответственности за установку на транспортное средство стекол (а равно их покрытие прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, нуждаются в уточнении. Кроме того, данные изменения не относятся к предмету регулирования статьи 12.4 КоАП РФ, в которой для определенных категорий транспортных средств регламентируются правила установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака "Инвалид".
Диспозиция проектной части 4 статьи 12.4 изложена некорректно, поскольку не ясно, что понимается под "установкой", то есть имеется в виду поручение должностному или юридическому лицу установить на транспортное средство стекла (а равно их покрытие прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств или непосредственно их установка (нанесение) вышеназванными лицами. Таким образом, данное положение имеет неопределенный характер. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращает также внимание, что неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года N 3-П, от 15 июля 1999 года N 11-П, от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П). Субъектом административной ответственности в данном случае может выступать также и гражданин.
В связи со значительным увеличением в проектной санкции части 3.1 статьи 12.5 размера административного штрафа, исчисляемого в твердой денежной сумме, полагаем необходимым рассмотреть вопрос о возможности установления минимального и максимального размера штрафа с тем, чтобы соблюсти требования статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.