Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 60-АПГ16-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коноваловой Е.В. об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года N 565-П "О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае" по апелляционной жалобе Правительства Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 29 июля 2016 года, которым административное исковое заявление Коноваловой Е.В. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Камчатского края принято постановление от 18 декабря 2012 года N 565-П "О предоставлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае".
В приложении N 2 к указанному постановлению установлен порядок определения размеров мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, за исключением платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, а в приложении N 3 - порядок определения размеров мер социальной поддержки по плате за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки.
Пунктом 5 части 1 приложения N 2 к постановлению Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года N 565-П предусмотрены размеры ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, предоставляемой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и исчисляемой с учетом количества членов семьи в процентном отношении к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Пунктом 3 части 1 приложения N 3 к постановлению Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года N 565-П предусмотрены размеры ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, и денежной выплаты гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, выплачиваемые инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, и исчисляемые с учетом количества членов семьи в процентном отношении к региональному стандарту стоимости твердого топлива и процентном отношении к стоимости транспортных услуг для его доставки.
Коновалова Е.В. обратилась в суд с иском об оспаривании пункта 5 части 1 приложения N 2 и пункта 3 части 1 приложения N 3 к вышеназванному постановлению Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года N 565-П, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что является получателем мер социальной поддержки по категории "семья, имеющая ребенка-инвалида". Установленный оспариваемыми нормами порядок исчисления денежной компенсации в процентном соотношении в зависимости от числа человек, из которых состоит семья, имеющая ребенка-инвалида, и возмещение данной стоимости в зависимости от регионального стандарта нарушает ее права как получателя мер социальной поддержки, поскольку при таком расчете объем указанной меры социальной поддержки существенно меньше размера, предусмотренного федеральным законодательством.
Решением Камчатского краевого суда от 29 июля 2016 года административное исковое заявление Коноваловой Е.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Камчатского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Камчатского края представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
На основании статьи 213 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного иска, пришел к выводу о том, что оспариваемые положения регионального нормативного правового акта противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, содержат правовые предписания, нарушающие права граждан на получение мер социальной поддержки, установленных федеральными законами.
При этом суд исходил из того, что оспариваемые административным истцом положения противоречат Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов", поскольку, по сути, устанавливают иной, не предусмотренный федеральным законодательством порядок компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а именно, в основу расчетов компенсации положены не фактически понесенные инвалидом или семьей, имеющей ребенка-инвалида, расходы, а процентное отношение к региональному стандарту стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Сославшись на часть 6 статьи 28.2 названного Федерального закона, суд указал, что субъект Российской Федерации, осуществляя собственное правовое регулирование в области предоставления инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уполномочен определить лишь форму предоставления таких мер. Установив порядок исчисления денежной компенсации с учетом регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, Правительство Камчатского края вышло за пределы своих полномочий.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в преамбуле которого установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель, предоставляя инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льготу в виде скидки не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, одновременно передал полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 13 статьи 17, части 1-2, 6 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Иных полномочий в отношении граждан, названных в приведенных выше нормах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено. Следовательно, установив в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета, исчисление ежемесячной денежной компенсации части платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги с учетом количества членов семьи в размере от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости жилищных услуг и (или) от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости коммунальных услуг (подпункты "а-д" пункта 5 части 1 приложения N 2), а также ежегодной денежной компенсации части платы за твердое топливо (дрова и/или уголь), включая транспортные услуги для его доставки, с учетом количества членов семьи от 35 до 65 процентов регионального стандарта в части, относящейся к стоимости твердого топлива (дрова и/или уголь), и от 35 до 65 процентов стоимости транспортных услуг для его доставки (подпункты "а-д" пункта 3 части 1 приложения N 3), Правительство Камчатского края вышло за пределы своей компетенции.
Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривая применение региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров (статья 159), в статье 160 установил, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан могут предоставляться в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то есть субъект Российской Федерации вправе осуществить правовое регулирование условий предоставления меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исключительно в отношении граждан, имеющих право на такую меру в соответствии с региональными нормативными правовыми актами.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Коноваловой Е.В. о признании недействующими предписаний пункта 5 части 1 приложения N 2 и пункта 3 части 1 приложения N 3 к постановлению Правительства Камчатского края от 18 декабря 2012 года N 565-П "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае" ввиду их противоречия федеральному законодательству является законным и обоснованным, поскольку указанные нормы применяются в отношении граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на основании федерального закона и за счет средств федерального бюджета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положение части 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ о передаче Российской Федерацией полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предполагает установление субъектом Российской Федерации не только формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, но и порядка предоставления указанных мер социальной поддержки, который на федеральном уровне не утвержден, не состоятельны.
Порядок реализации права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на получение меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренной частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлен Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901.
При этом Правила, вопреки ошибочному мнению заявителя апелляционной жалобы, являются специальным нормативным правовым актом, регулирующим исключительно порядок реализации права названной выше категории граждан на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с данными Правилами.
В апелляционной жалобе заявитель также указывает на то, что на территории Камчатского края предоставление меры социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги осуществляется Министерством социального развития и труда Камчатского края через краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", в полномочия которого не входит сбор платежей граждан за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо, в связи с чем в целях обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, мерами социальной поддержки без возложения на них обязанности по ежемесячному информированию краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" о размере платы за жилье и коммунальные услуги Правительством Камчатского края был введен расчет на основании регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Однако данные обстоятельства не имеют правового значения в данном случае, поскольку установление административным ответчиком оспариваемого расчета не может быть отнесено к организационному механизму предоставления социальной поддержки, а возможность подобного правового регулирования, как обоснованно указал суд первой инстанции, находится вне пределов усмотрения Правительства Камчатского края.
Доводы Правительства Камчатского края о том, что приказом Министерства социального развития и труда Камчатского края от 27 марта 2013 года N 164-п утвержден административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае (федеральным льготникам), пунктом 2.4.8. которого предусмотрен перерасчет размера ежемесячной денежной компенсации и ежегодной денежной компенсации в случае несоответствия размера ежемесячной денежной компенсации и ежегодной денежной компенсации и фактического размера мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, установленных законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих размер начисленной платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, являлись предметом исследования суда, суждение по ним имеется в решении и, с точки зрения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, является правильным.
Пунктом 15 Правил установлено, что основанием для предоставления меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
При этом Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ и поименованными выше Правилами представление иных документов названной категорией граждан не предусмотрено.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 29 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2016 г. N 60-АПГ16-10
Текст определения официально опубликован не был