Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 5-АПГ16-92
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Меркулова В.П.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения" о признании недействующим пункта 5230 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции, действующей до 1 января 2016 г.), по апелляционной жалобе акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения" на решение Московского городского суда от 18 июля 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Правительства Москвы и представителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Снегиревой А.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения" (далее - АО "ВНИИАМ", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции, действующей до 1 января 2016 г., (далее - Постановление N 700-ПП) в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды (далее - Перечень) в пункт 5230 - здания с кадастровым номером 77:09:0004023:1054, общей площадью 21 640,2 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Космонавта Волкова, д. 6а.
В обоснование заявленного требования общество указало, что здание включено в названный пункт Перечня незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2015 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 18 июля 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе АО "ВНИИАМ" просит отменить судебный акт, полагая, что он принят без учета всех обстоятельств дела, поскольку здание не отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы (далее - Департамент) а также прокуратурой г. Москвы представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители административного истца, Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, прокуратуры г. Москвы в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещен, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2015 год, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке.
Из текста постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-П, в редакции постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП следует, что объекты недвижимого имущества включены в Перечень в целях налогообложения на 2015 год, что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Госинспекция провела обследование здания с кадастровым номером 77:09:0004023:1054, общей площадью 21 640,2 кв.м., принадлежащие на праве собственности АО "ВНИИАМ". В соответствии с актом обследования здания от 18 августа 2014 г. N 9098779 - 100% от общей площади здания фактически используются для размещения офисов, доступ на обследуемый объект был запрещен.
Согласно повторному акту обследования здания от 27 апреля 2015 г. N 9007930, 16% помещений от общей площади здания фактически используются для размещения офисов, 7,8% - под размещение торговых объектов, 4,1% - под склад, 4% - под размещение объектов общественного питания, 18,6% - используется под производство, 10% - под размещение офисов, используемых истцом, 23,5% - помещений не используется, 12,6% - помещений являются техническими, 3,4% - помещения гражданской обороны.
Данное обстоятельство послужило основанием для включения здания в пункт 5230 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акты проверки фактического использования здания являются надлежащими доказательствами по делу. Согласно данным актов обследования 27,8% от общей площади здания фактически используется для размещения офисов, объектов торговли и общественного питания, что соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 77:09:0004023:25, на котором расположено здание не определен, что подтверждается его кадастровым паспортом.
Доказательств иного фактического использования помещений в этом здании заявителем не представлено. Хозяйственной деятельности общество в здании не ведет, факт сдачи в аренду свободных площадей не отрицает, сотрудники общества находятся по другому адресу.
Принимая во внимание изложенное, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы законодательства регулирующие данные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда 18 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного энергетического машиностроения" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 5-АПГ16-92
Текст определения официально опубликован не был