Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 5-АПГ16-91
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Московский институт электромеханики и автоматики" о признании недействующим пункта 1710 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления от 16 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г.), по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы на решение Московского городского суда от 19 июля 2016 г., которым заявление удовлетворено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату постановления N 786-ПП следует читать как "от 26.11.2015 г."
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца Герасимовой Е.О., представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы Борисовой К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Московский институт электромеханики и автоматики" (далее - АО "МИЭМ", общество) обратилось в Московский городской суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции постановления от 16 ноября 2015 г. N 786-ПП, действующей с 1 января 2016 г. (далее - Постановление N 700-ПП) в части включения в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень) пункта 1710 здания с кадастровым номером 77:09:0004009:1083, общей площадью 9 761, 7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, Авиационный переулок, дом 5 (далее здание).
В обоснование заявленного требования общество указало, что здание включено в названный пункт Перечня незаконно, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество организаций в 2016 году в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 19 июля 2015 г. в заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент экономической политики и развития г. Москвы (далее - Департамент) просят отменить судебный акт, полагая, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права, без учета всех обстоятельств дела, поскольку здание отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Прокуратурой г. Москвы представлены возражения на апелляционную жалобу.
Представители прокуратуры Москвы, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом извещены, в связи с чем, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы "О налоге на имущество организаций") на территории г. Москвы с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Постановление Правительства Москвы N 700-ПП опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 г. и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 г., вступило в законную силу с 1 января 2015 г.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП "О внесении изменении в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" внесены изменения в постановление Правительства Москвы N 700-ПП, где Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2016 г., которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы - http://www.mos.ru от 27 ноября 2015 г., в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" от 1 декабря 2015 г. N 67.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление Правительства Москвы N 700-ПП, утвердившее перечень таких объектов на 2016 год в целях налогообложения, принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке, в соответствии с требованием подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N 257-ПП утвержден порядок определения фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок), которым предусмотрена процедура установления вида фактического использования для признания таких объектов фактически используемыми в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в целях делового, административного и коммерческого назначения в соответствии с положениями пунктов 1, 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - мероприятия обследования) осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Согласно материалам дела основанием для включения в Перечень на 2015 г., здания принадлежащего административному истцу, послужил акт обследования фактического использования от 17 июля 2014 г. N 9098630, согласно которому 100% площади здания используется для размещения офисов. При этом обследование проведено визуально при отсутствии доступа на объект. АО "МИЭА" в судебном порядке оспорило включение здания в пункт 5138 Перечня на 2015 г. Вступившим в законную силу решением Московского городского суда от 2 февраля 2016 г. в удовлетворении требования отказано.
В 2015 году общество обратилось в Госинспекцию с заявлением о проведении мероприятий по определению фактического использования здания.
Госинспекция провела обследование здания с кадастровым номером 77:09:0004009:1083, общей площадью 9 761,7 кв.м, принадлежащего на праве собственности АО "МИЭА". Доступ на объект инспекторами был осуществлен. В соответствии с актом обследования здания от 21 декабря 2015 г. N 9093515, установлено, что 7,17% - от общей площади здания фактически используются для размещения офисов и 92,83% - для размещения промышленности и производства.
Таким образом, в здании используется менее 20% помещений под офисы от его площади.
Согласно нормам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, формируется органом исполнительной власти ежегодно и соответственно каждый объект, подлежащий включению в такой перечень, должен обладать предусмотренным налоговым законодательством критериям на соответствующий налоговый период.
Как следует из дела Правительство Москвы включило здание в Перечень на 2016 г. на основании акта обследования фактического использования объекта недвижимости от 17 июля 2014 г. N 9098630, в нарушении пункта 1.2 Порядка и статьи 378.2 Налогового Кодекса.
Довод апелляционной жалобы о том, что акт от 21 декабря 2015 г. может учитываться только при формировании Перечня на 2017 год, подлежит отклонению, поскольку фактическое использование может быть изменено до наступления очередного налогового периода.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что акт проверки фактического использования здания от 21 декабря 2015 г. N 9093515 является надлежащим доказательством по делу, из которого следует, что только 7,17% от общей площади здания используется для размещения офисов.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, Судебная коллегия принимает во внимание, что заявитель являлся плательщиком налога на имущество организаций в 2016 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что соответствует требованиям пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы законодательства, регулирующие данные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, в связи с чем оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда 19 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 5-АПГ16-91
Текст определения официально опубликован не был