Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2016 г. N 49-АПГ16-48
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Балтачевское "Сельэнерго" о признании недействующим пункта 36 приложения N 3 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 902 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного комитета Республики Башкортостан" в части установления размеров необходимой валовой выручки для открытого акционерного общества "Балтачевское "Сельэнерго", по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Балтачевское "Сельэнерго" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя открытого акционерного общества "Балтачевское "Сельэнерго" Антоновой-Нешиной Е.Л., Александровой Т.Н., представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам Зиновьевой О.А., специалистов Селимгареева Ф.Ф., Шаяпова Р.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Балтачевское "Сельэнерго" (далее - ОАО "Балтачевское "Сельэнерго", общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 36 приложения N 3 к постановлению Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Госкомитет по тарифам) от 18 декабря 2015 г. N 902 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного комитета Республики Башкортостан" (далее - постановление от 18 декабря 2015 г. N 902) в части установления размеров необходимой валовой выручки для ОАО "Балтачевское "Сельэнерго".
В обоснование заявленного требования общество указало, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям законодательства в сфере электроэнергетики, незаконного возлагает обязанность по уплате тарифа в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Балтачевское "Сельэнерго" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно жалобы Госкомитет по тарифам представил возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, объяснения представителей лиц, участвующих в деле, специалистов, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Госкомитет по тарифам является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Башкортостан, а также контроль за их применением в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 г. N 404.
Постановление Госкомитета по тарифам от 18 декабря 2015 г. N 902 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного комитета Республики Башкортостан" является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом, зарегистрировано Государственным комитетом Республики Башкортостан по делам юстиции 30 декабря 2015 г., N 7620, опубликовано 31 декабря 2015 г. на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан - http://www.npa.bashkortostan.ru.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере электроэнергетики.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение части 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Балтачевское "Сельэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Постановлением Госкомитета по тарифам от 30 декабря 2011 г. N 1596 "О тарифе на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Балтачевское Сельэнерго" установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении общества на долгосрочный период регулирования с 2012 года по 2016 год.
ОАО "Балтачевское "Сельэнерго" 28 апреля 2015 г. представило в Госкомитет по тарифам заявление N 94 об установлении (корректировке) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые обществом, с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2016 год.
На основании данного заявления и представленных материалов орган регулирования открыл дело о корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии N ТЭК-1420/0.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о соблюдении Госкомитетом по тарифам предусмотренной законодательством процедуры производства по названному делу и принятия оспариваемого постановления.
Так, общество в соответствии с пунктом 25 Правил регулирования цен (тарифов) за десять дней до рассмотрения вопроса об установлении тарифов, назначенного на 8 декабря 2015 г., извещено органом регулирования о времени и месте заседания Правления Госкомитета по тарифам. Обществу предложили ознакомиться с имеющими материалами.
По заявлению генерального директора ОАО "Балтачевское "Сельэнерго" заседание Правления Госкомитета по тарифам отложено на 11 декабря 2015 г. В этот день на заседании органа регулирования присутствовал представитель общества.
Госкомитетом по тарифам принято оспариваемое постановление от 18 декабря 2015 г. N 902, опубликованное на официальном сайте тарифного органа в сети Интернет в соответствии с требованиями пункта 30 Правил регулирования цен (тарифов) и направленное регулируемой организации посредством Единой информационной аналитической системы.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В силу пунктов 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
Пунктом 38 Основ ценообразования установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.
В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний, устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями (пункт 5 Методических указаний).
Долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К ним относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами (пункт 6 Методических указаний).
Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий (пункт 11 Методических указаний).
При расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе затраты на оплату труда, определяемые на основе пункта 26 Основ ценообразования (подпункт 3 пункта 12 Методических указаний), которые ежегодно корректируются в течение долгосрочного периода регулирования на коэффициент их индексации, определенной органом регулирования.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Суд установил, что регулирование деятельности ОАО "Балтачевское "Сельэнерго" осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, поэтому на очередной 2016 год долгосрочного периода регулирования Госкомитетом по тарифом произведена корректировка необходимой валовой выручки общества.
В пункте 36 приложения N 3 к оспариваемому постановлению установлена необходимая валовая выручка ОАО "Балтачевское "Сельэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2016 год в размере 86 644,54 тыс. руб., из которых подконтрольные расходы составляют 45 192,55 тыс. руб.
Подконтрольные расходы общества рассчитаны с применением коэффициента индексации 1,066 к утвержденному уровню подконтрольных расходов 2015 года. Этот коэффициент, в свою очередь, рассчитан исходя из уточненного прогноза индекса потребительских цен на 2016 год (107,4%) в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, а также уточненного объема условных единиц организации (рост 0,01% к уровню 2015 года), то есть корректировка необходимой валовой выручки общества выполнена органом регулирования по формуле 2, изложенной в пункте 11 Методических указаний.
Суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что Госкомитетом по тарифам правомерно не произведен пересмотр расходов по заработной плате на пятый год долгосрочного периода регулирования (2016 год) на основании фактических затрат, поскольку расходы на оплату труда являются подконтрольными, то есть связанными с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемому виду деятельности (пункт 2 Основ ценообразования). Величина данных расходов утверждена на базовый (первый) год долгосрочного периода (2012 год) и в последующем скорректирована на пятый год долгосрочного периода регулирования (2016 год) на коэффициент их индексации, определенной органом регулирования.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости включения в состав необходимой валовой выручки дополнительных расходов по заработной плате по статье "расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов" являются несостоятельными.
Согласно пункту 6 Методических указаний уровень подконтрольных расходов как долгосрочный параметр регулирования не меняется, за исключением предусмотренной пунктом 11 ежегодной индексации расходов на индекс потребительских цен.
Пунктом 12 Методических указаний предусмотрен перечень статей затрат, которые учитываются при расчете базового уровня подконтрольных расходов в базовом году долгосрочного периода регулирования: сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда; другие подконтрольные расходы, в том числе расходы на обслуживание заемных средств, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
Из содержания указанной нормы также следует, что в состав других подконтрольных расходов не включаются расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с отклонением фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также расходы, учтенные при определении неподконтрольных расходов.
Таким образом, с учетом положений пунктов 6 и 12 Методических указаний в состав расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов, не могут быть включены подконтрольные расходы, в том числе оплата труда.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. В связи с этим административный истец не лишен права заявить такие расходы в следующий период регулирования.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Балтачевское "Сельэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2016 г. N 49-АПГ16-48
Текст определения официально опубликован не был