Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 38-АПГ16-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" о признании недействующим приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16 мая 2013 г. N 46 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области" (в редакции от 1 июля 2015 г.) в части, по апелляционным жалобам Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области и общества с ограниченной ответственности "Жилсистема" на решение Тульского областного суда от 23 мая 2016 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилсистема" Кочановой Н.В., представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области Комиссаровой Н.В., Позднова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсистема" (далее - ООО "Жилсистема", общество) обратилось в Тульский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ Тульской области) от 16 мая 2013 г. N 46 "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению для граждан, проживающих в многоквартирных домах, при использовании земельного участка и надворных построек на территории Тульской области" (в редакции от 1 июля 2015 г.) (далее - приказ от 16 мая 2013 г. N 46) в части установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, определенных с применением расчетного метода (приложения NN 2, 6).
В обоснование заявленного требования административный истец сослался на то, что оспариваемые приложения противоречат требованиям федерального законодательства ввиду необоснованного отказа в применении при расчетах нормативов метода аналогов, а также неправильного применения расчетного метода, выразившегося в том, что при расчете нормативов электроснабжения на общедомовые нужды Министерством строительства и ЖКХ Тульской области учитывалась не общая площадь всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников, а только площадь лестничных клеток и общих коридоров, а также применены непредусмотренные критерии в виде этажности зданий, наличия или отсутствия насосов и аппаратуры управления ими и автоматических запирающих устройств.
Определением Тульского областного суда от 23 мая 2016 г. производство по данному делу в части требований об оспаривании приложения N 6 к вышеназванному приказу прекращено в связи с отказом административного истца от иска в этой части и принятия отказа судом.
Решением Тульского областного суда от 23 мая 2016 г. административное исковое заявление удовлетворено. Приложение N 2 к приказу от 16 мая 2013 г. N 46 (в редакции от 1 июля 2015 г.) признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство строительства и ЖКХ Тульской области обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
С апелляционной жалобой на принятый по данному делу судебный акт обратилось и ООО "Жилсистема", в которой просило изменить решение суда первой инстанции и признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента его принятия.
Относительно апелляционных жалоб ООО "Жилсистема", Министерство строительства и ЖКХ Тульской области и прокуратура Тульской области представили отзыв и возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Тульской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, отзыва и возражений на них, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению N 1 к данным правилам.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Из совокупности перечисленных норм права следует, что субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32-42 Правил N 306.
В качестве основания невозможности применения указанного метода, регулирующий орган сослался на отсутствие информации об одновременном снятии показаний индивидуальных и общедомовых приборов учета ресурсоснабжающими организациями, являющимся одним из условий оценки репрезентативности выборки, предусмотренных пунктом 37 Правил N 306.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Министерством строительства и ЖКХ Тульской области оспариваемого приказа, которым определены нормативы потребления коммунальной услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах при отсутствии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета с применением расчетного метода.
Согласно материалам дела сбор и анализ необходимых данных осуществляло ГУП ТО "Жилкомреформа" на основании государственного контракта от 21 августа 2012 г. N 001.
При рассмотрении спора судом установлено, что информация, необходимая для применения метода аналогов при расчете норматива, запрошена у органов местного самоуправления и ресурсоснабжающих организаций не в полном объеме. При формировании норматива не сделаны запросы в управляющие компании о наличии приборов учета коммунального ресурса, а также возможного проведения предварительного выбора по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и технологическими параметрами. Министерством строительства и ЖКХ Тульской области не предприняты необходимые меры для установления факта отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, не осуществлены в полном объеме и установленной последовательности действия, предусмотренные разделом V Правил N 306.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о необоснованности применения расчетного метода при установлении нормативов. Выводы регулирующего органа о невозможности применения в данном случае метода аналогов не основаны на документах и соответствующих расчетах.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод, что примененный при определении величины оспариваемых нормативов расчетный метод также произведен с нарушением норм действующего федерального законодательства.
Требования и особенности определения нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода установлены в разделе VI Правил N 306. Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 37 Приложения N 1 к Правилам N 306 установлено, что величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 34, приведенной в указанном пункте, включающей показатель - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м).
Составляющая данной формулы - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м) - в формуле 34 не раскрыта.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 разъяснения по применению указанных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 42868-ОД/04 при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс).
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Аналогичные нормы содержатся и в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Таким образом, выводы административного ответчика о том, что при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме необходимо учитывать только площади лестничных клеток и общих коридоров противоречит приведенным выше положениям федерального законодательства.
Судом установлено, что административным ответчиком нормативы потребления коммунальной услуги установлены не по трем группа оборудования, предусмотренным пунктом 37 приложения N 1 к Правилам N 306, а по шести и при этом дифференцированы в зависимости от количества этажей в здании, вида оборудования (для холодной воды, горячей воды, отопления), наличия (отсутствия) лифтов.
Суд правильно указал на то, что примененный органом регулирования критерий дифференциации многоквартирных домов в зависимости от этажности здания не соответствует положениям пункта 37 приложения N 1 к Правилам N 306, которым определены группы оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, которые необходимо учитывать при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Такой конструктивный параметр многоквартирного дома, как этажность, учитывается только при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции также указал, что оспариваемые нормативы нарушают права административного истца, поскольку в силу положений пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), на него, как на исполнителя коммунальной услуги, осуществляющего управление многоквартирными домами, возложена обязанность оплачивать за счет собственных средств превышение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды, поскольку иное решение, то есть о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру каждого помещения в доме, как установлено судом и никем из участвующих в деле лиц не опровергнуто, собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении административного истца, не принято.
Довод административного ответчика о том, что при отсутствии договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса, ООО "Жилсистема" не является исполнителем коммунальной услуги, признан судом необоснованным.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается лицо, предоставляющее потребителю коммунальную услугу.
В соответствии с пунктом 17 указанных правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Во всех остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющие организации, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Собственниками помещений в многоквартирных домах реализовано право выбора способа управления домом - управление управляющей организацией - ООО "Жилсистема", о чем свидетельствует договор управления многоквартирным домом, представленный в материалы дела.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, доводы апелляционной жалобы административного ответчика не могут служить основанием для отмены решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Довод общества о нарушение судом норм процессуального права, изложенный в его апелляционной жалобе, не может быть принят.
Признание судом оспариваемого нормативного правового акта в части недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не противоречит положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Иных доводов, которые могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тульского областного суда от 23 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области и общества с ограниченной ответственности "Жилсистема" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 декабря 2016 г. N 38-АПГ16-8
Текст определения официально опубликован не был