Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 35-АД16-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Гордеева A.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 10 декабря 2015 г., решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 3 февраля 2016 г. и постановление председателя Тверского областного суда от 14 апреля 2016 г., вынесенные в отношении руководителя городского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" Гордеева А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 10 декабря 2015 г. (дата вынесения мотивированного постановления), оставленным без изменения решением судьи Заволжского районного суда г. Твери от 3 февраля 2016 г. и постановлением председателя Тверского областного суда от 14 апреля 2016 г., руководитель городского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" Гордеев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (с учетом определения об исправлении описки от 15 декабря 2015 г., т. 6, л.д. 51).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Гордеев А.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Основанием для привлечения руководителя городского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" Гордеева А.В. к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды между потребителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тверь, просп. Победы, д. 43 и д. 65, г. Тверь, ул. Московская, д. 24, к. 2, г. Тверь, ул. Склизкова, д. 60, производился городским отделением ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт", руководителем которого является Гордеев А.В., с нарушением установленного порядка ценообразования, выразившемся в неправильном распределении размера платы за электроэнергию на общедомовые нужды, а именно: не начислялась плата пропорционально общей площади всех жилых и нежилых помещений в указанных многоквартирных домах, в расчете общей площади всех жилых и нежилых помещений указанных домов не учтены площади ряда нежилых помещений, занятых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что привело к завышению сумм денежных средств за объем потребленной абонентами электроэнергии в местах общего пользования с июля 2014 года по март 2015 г.
С состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В ходе производства по делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Гордеев А.В. и его защитник оспаривали, заявляя в числе прочего, что неправильное определение сумм денежных средств за объем потребленной на общедомовые нужды электроэнергии не образует состав административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования.
Надлежащей правовой оценки данные доводы не получили.
Аналогичные доводы Гордеев А.В. приводит и в настоящей жалобе.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в начислении и взимании за оказанные потребителю услуги платы, установленной с нарушением порядка ценообразования.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в соответствии с пунктом 2 которых ценообразованием признается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пунктов 1, 8 Положения о Главном управлении "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области", утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20 октября 2011 г. N 141-пп, указанный исполнительный орган государственной власти Тверской области является органом, осуществляющим на территории области государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тверской области, и в соответствии с возложенными на него задачами устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на услуги, товары и продукцию, в том числе в сфере электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 15 данного Положения в области государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики Управление в числе иных полномочий устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Приказами Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области" от 20 декабря 2013 г. N 839-нп "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тверской области на 2014 год" и от 29 декабря 2014 г. N 442-нп "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тверской области на 2015 год" установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тверской области на 2014 и 2015 годы (т. 5, л.д. 156-161).
Как следует из материалов дела, плата за потребленную электроэнергию начислялась собственникам помещений в многоквартирных домах городским отделением ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт". Начисление производилось в соответствии с тарифами, установленными данными приказами. Доказательств обратного в ходе производства по настоящему делу не добыто.
Нарушений установленного порядка формирования цены, в том числе некорректного применения установленных цен, применения неустановленных цен (тарифов), выявлено не было.
Описанное выше нарушение, вмененное руководителю городского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" Гордееву А.В., нарушением установленного порядка ценообразования не является и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций о виновности названного лица в совершении данного административного правонарушения нельзя признать обоснованным.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 10 декабря 2015 г., решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 3 февраля 2016 г. и постановление председателя Тверского областного суда от 14 апреля 2016 г., вынесенные в отношении руководителя городского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" Гордеева А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях Гордеева А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 названного Кодекса.
Изложенное не противоречит правовому подходу, сформулированному в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N 32-АД15-16.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Гордеева А.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района г. Твери от 10 декабря 2015 г., решение судьи Заволжского районного суда г. Твери от 3 февраля 2016 г. и постановление председателя Тверского областного суда от 14 апреля 2016 г., вынесенные в отношении руководителя городского отделения ОП "ТверьАтомЭнергоСбыт" АО "АтомЭнергоСбыт" Гордеева А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 1 декабря 2016 г. N 35-АД16-6
Текст постановления официально опубликован не был