Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 11-АПГ16-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Хайруллина Ф.А., Хуснутдиновой Н.A. об оспаривании Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани, утверждённых решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19,
по апелляционной жалобе Хайруллина Фаргата Ахметовича, Хуснутдиновой Наили Абдрахмановны на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 августа 2016 г., которым в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителей Казанской городской Думы по доверенности Евграфовой М.В., Хабибуллина Б.Ф., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда законно и обоснованно и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Хайруллин Ф.А., Хуснутдинова Н.А. обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административными исковыми заявлениями о признании незаконными пункта 6 статьи 41 Правил землепользования и застройки Градостроительного устава города Казани (далее - Правила землепользования и застройки), утверждёных решением Казанского Совета народных депутатов от 22 апреля 2004 г. N 51-19 (далее - решение N 51-19), в части, допускающей учет в дежурном плане проектных красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что судебными постановлениями им было отказано в предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности жилые дома, по мотивам расположения испрашиваемых земельных участков в створе проектных красных линий, обозначающих границы территории планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице Лодейной города Казани. Полагают, что отображение в дежурном плане красных линий, по которым решение об утверждении документации по планировке территории не принято, нарушает требования статей 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), и в оспариваемой части ограничивают реализацию их права на выкуп земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности жилые дома.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 31 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Хайруллин Ф.А., Хуснутдинова Н.А., ссылаясь на то, что органы местного самоуправления не наделены правом вводить новые правовые механизмы и правовые институты в сфере градостроительной деятельности, на неправильные выводы суда относительно возможности использования проектных красных линий для осуществления градостроительной деятельности, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Татарстан и Казанской городской Думой поданы возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, пункта 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городских округов, по которым представительным органом местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Казань наделено статусом городского округа статьей 2 Закона Республики Татарстан от 15 сентября 2004 г. N 46-ЗРТ "О границах территории и статусе муниципального образования города Казани".
В силу статьи 5 Устава муниципального образования города Казани представительным органом муниципального образования является Казанская городская Дума, статьей 28 Устава к ее компетенции отнесено утверждение Правил землепользования и застройки.
Оспариваемый пункт 6 статьи 41 Правил землепользования и застройки введен решением Казанской городской Думы от 8 октября 2010 г. N 5-54, опубликованным в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 4 ноября 2010 N 42 (70).
Принятию указанного решения предшествовала процедура проведения публичных слушаний, состоявшихся 12 мая 2010 г. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани от 15 июля 2010 N 26 (54).
Также в указанные Правила землепользования и застройки вносились иные многочисленные изменения и дополнения, которые не касались положений статьи 41.
Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Хайруллин Ф.А. с 24 сентября 2014 г. и Хуснутдинова Н.А. с 24 мая 2013 г. являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: г. Казань, ул. ... и г. Казань, ... соответственно. Органами местного самоуправления административным истцам было отказано в предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности жилые дома, по мотивам расположения испрашиваемых земельных участков в створе проектных красных линий, обозначающих границы территории планируемого перспективного строительства автомагистрали по улице Лодейной города Казани. Указанные отказы органов местного самоуправления признаны законными вступившими в силу судебными постановлениями.
Красные линии, на которые имеются ссылки в отказе предоставления земельного участка в собственность, не утверждены надлежащим образом, но отражены в Дежурном плане красных линий на основании пункту 6 статьи 41 Правил землепользования и застройки, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно пункту 6 статьи 41 Правил землепользования и застройки в Дежурном плане красных линий отражаются, собираются и хранятся подлинные чертежи красных планов линий, разбивочные чертежи и акты установления (изменения) красных линий, иные материалы по красным линиям.
В силу статьи 42 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ) и в проекте межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ), относящихся к документации по планировке территорий. Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 "РДС 30-20198". Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применяются в части, не противоречащей ГрК РФ.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац четвертый подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзаца четвертого подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации" имеется в виду "подпункт 4 подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации"
Следовательно, только после утверждения в составе проекта планировки территории красные линии становятся общеобязательными и обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты.
Между тем отражение, сбор и хранение в дежурном плане не только сводного плана красных линий, утвержденного в установленном порядке, но и иных материалов по красным линиям, в том числе архивных как в данном случае, не противоречит закону.
Часть 1 статьи 57 ГрК РФ предусматривает осуществление органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 363 утверждено Положение об информационном обеспечении градостроительной деятельности, согласно пункту 7 которого дополнительные разделы информационной системы создаются и ведутся по решению органа местного самоуправления. Сведения, документы и материалы, содержащиеся в дополнительных разделах информационной системы, не могут дублировать сведения, документы и материалы, содержащиеся (подлежащие размещению) в основных разделах информационной системы.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что органы местного самоуправления уполномочены самостоятельно определять сведения, документы и материалы, содержащиеся в дополнительных разделах информационной системы.
Следовательно, оспариваемый акт, возлагающий на орган исполнительной власти городского округа обязанность по отражению, сбору и хранению в дежурном плане не только сводного плана красных линий, утвержденного в установленном порядке, принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, положениям указанных выше норм градостроительного законодательства не противоречит.
Доводы о нарушении оспариваемым актом прав административных истцов со ссылками на судебные постановления по разрешению гражданского спора о предоставлении в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности жилые дома, предметом проверки в рамках настоящего административного дела не являются.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 31 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайруллина Ф.А., Хуснутдиновой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 11-АПГ16-18
Текст определения официально опубликован не был