Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона уточняются положения Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), определяющие порядок предоставления лесных участков в аренду, а также порядок проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка и договора купли-продажи лесных насаждений. В связи с этим отмечаем следующее.
1. Проектируемые части 4 и 5 статьи 74.1 Лесного кодекса нуждаются в уточнении.
Согласно части 1 указанной статьи Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом. В связи с этим в проектируемой части 4 следует указать конкретные обязательства, невыполнение которых будет рассматриваться в качестве основания для досрочного расторжения договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя. При этом проектируемая норма должна исключать дублирование правовых норм, содержащихся в иных законодательных актах (например, в Гражданском кодексе, см. статью 619). С учетом содержания проектируемых части 5 статьи 74.1 и части 16 статьи 80 Лесного кодекса в проектируемой части 5 статьи 74.1 Лесного кодекса, вероятно, должна содержаться ссылка на проектируемую часть 17 статьи 80 Лесного кодекса.
2. Проектируемая часть 3 статьи 78 Лесного кодекса, по нашему мнению, нуждается в согласовании с проектируемыми нормами статьи 74 и частей 1 и 2 статьи 78 Лесного кодекса (из указанных норм следует, что торги проводятся в любом случае, может различаться лишь их форма, о выборе которой и принимается решение). Кроме того, учитывая предметы регулирования статей 74 и 78 Лесного кодекса в них следует исключить дублирование отдельных положений.
3. Согласно проектируемой части 2 статьи 79 Лесного кодекса "открытые конкурсы на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводятся в случае поступления заявления о потребности в древесине от юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, которые не обеспечены древесиной необходимого породного состава, и соответствующего требованиям к участникам конкурса, определенным Правительством Российской Федерации на основании части 9 статьи 80 Лесного кодекса". При этом в последующем участники конкурса (их представители) не могут присутствовать при оценке конкурсной комиссией предложенных ими условий, а все основные параметры, на основании которых будет определяться победитель открытого конкурса, будут устанавливаться в подзаконных нормативных правовых актах (проектируемые части 4, 8 статьи 79, части 9, 12, 17 статьи 80 Лесного кодекса). С учетом изложенного полагаем, что указанные положения проекта требуют дополнительного обсуждения. Кроме того, проектируемая норма части 2 статьи 79 Лесного кодекса не соотносится с нормой части 6 этой статьи, содержащей основания для отказа в проведении конкурса (в предложенной редакции части 2 поступление заявления свидетельствует о наличии у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей потребности в древесине и необеспеченности древесиной принадлежащих им объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры).
4. С учетом состава документированной информации, содержащейся в Единой государственной автоматизированной системе учета древесины и сделок с ней (статья 50.6 Лесного кодекса) не ясен правовой механизм оценки потребности заявителя в соответствующей древесине (проектируемая часть 5 статьи 79 Лесного кодекса).
5. Проектируемая часть 10 статьи 79 Лесного кодекса является избыточной, поскольку выбор соответствующим органом определенной формы проведения торгов (например, конкурса) исключает возможность применения других форм проведения торгов в отношении одного предмета торгов.
6. В проектируемом пункте 4 части 14 статьи 79 Лесного кодекса следует уточнить, что понимается под "оформлением участия в торгах".
7. В проектируемой части 15 статьи 79 и проектируемых изменениях части 3 статьи 95 Лесного кодекса целесообразно определить случаи, когда соответствующие органы должны применять правила, установленные статьями 73, 76 Лесного кодекса, и случаи, когда применяются правила, установленные статьей 95 Лесного кодекса.
8. Положения проектируемой части 17 статьи 79 Лесного кодекса нуждаются в обосновании в части прав организатора торгов на отказ от их проведения: организатор конкурса вправе отказаться от проведения конкурса только "в случае если со дня принятия решения о проведении конкурса на лесном участке, являющимся предметом конкурса, произошло существенное изменение параметров использования лесов вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий)", в то время как организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона при любых условиях в установленный законом срок. Полагаем, что правомочия организатора торгов (вне зависимости от формы торгов) по отказу от их проведения должны ограничиваться исключительными случаями.
9. Проектируемые пункт 2 части 24 и часть 25 статьи 79 Лесного кодекса нуждаются в соотнесении в части оснований для отказа в допуске к участию в торгах, поскольку лицу, не соответствующему требованиям к участникам конкурса, определенным Правительством Российской Федерации, не могут быть предоставлены лесные участки.
10. Обращаем внимание на то, что предлагаемая редакция проектируемых пунктов 26 и 31 статьи 79 Лесного кодекса ранее уже содержалась в Лесном кодексе (см. части 8.1 и 11.1 статьи 79 Лесного кодекса в редакции, действовавшей до 01.08.2016), однако была изменена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Полагаем, что в этой части проект требует дополнительной аргументации.
11. Проектируемая часть 1 статьи 80 Лесного кодекса нуждается в уточнении с учетом требований части 12 данной статьи Лесного кодекса.
12. Проектируемая часть 9 статьи 80 Лесного кодекса содержит оценочные понятия: "современные объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры", "эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов", что в правоприменении может привести к неоднозначному их толкованию.
13. При проектировании частей 15 и 18 статьи 80 Лесного кодекса следует исключить дублирование их положений.
14. При доработке проекта ко второму чтению следует учесть положения Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", которым внесены изменения в Лесной кодекс, вступающие в силу с 1 марта 2017 года.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.