Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(в части регулирования деятельности аудиовизуальных сервисов в сети "Интернет")
(соисполнители)
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, являясь соисполнителем по представленному законопроекту, рассмотрев его в части, относящейся к своему ведению, отмечает следующее.
Предлагаемые законопроектом изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность по статье 19.7.10 "Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" для организаторов аудиовизуального сервиса.
Концептуальные возражения по данному положению проекта отсутствуют, поскольку оно корреспондируется с предлагаемой проектом редакцией положений подпункта 4 части 11 статьи 10.5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которым организаторы аудиовизуального сервиса обязаны предоставлять федеральному органу исполнительной власти запрашиваемую им информацию не позднее 10 дней со дня получения запроса.
Вместе с тем, следует учесть, что проектируемая часть 3 статьи 10.5 указанного Федерального закона N 149-ФЗ предусматривает изъятия, согласно которым установленные данной статьей требования не распространяются на организаторов аудиовизуальных сервисов, являющихся хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и организаторов аудиовизуальных сервисов, предоставляющих доступ преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями сети "Интернет" - физическими лицами. Учитывая данное положение, при определении административной ответственности по проектируемой части 3 статьи 19.7.10 КоАП РФ необходимо предусмотреть соответствующую оговорку.
В части законодательства об основных гарантиях избирательных прав граждан предлагаемые законопроектом дополнения предусматривают расширение круга субъектов, в отношении которых установлен запрет на информирование избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях и на проведение предвыборной агитации. В число указанных субъектов включаются организаторы аудиовизуальных сервисов в информационно-телекоммуникационных сетях, что обусловлено необходимостью обеспечить защиту участников избирательной кампании от злоупотреблений недобросовестными методами и формами агитации.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 октября 2003 г. N 15-П, выполнение СМИ такой важной социальной функции, как информационное обеспечение выборов, способность оказать влияние на волеизъявление граждан и гласность избирательного процесса, налагают на этих субъектов особые обязанности и ответственность. Исходя из этого, представители СМИ должны занимать этичные и взвешенные позиции и освещать избирательные кампании справедливым, сбалансированным и беспристрастным образом.
Поскольку внедрение новых сервисов и форматов предоставления услуг с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") требует дополнительной информационной защиты с целью обеспечения прав и интересов граждан Российской Федерации, соответствующее дополнительное правовое регулирование обозначенных вопросов представляется обоснованным.
Однако следует отметить, что концепция рассматриваемого законопроекта поддерживается при условии корректировки таких формулировок как "аудиовизуальный сервис", "организатор аудиовизуального сервиса", поскольку в ином случае возникнет неясность в вопросе о том, в отношении кого устанавливается запрет на информирование избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях и на проведение предвыборной агитации, а также не будет точного определения субъекта административной ответственности.
Учитывая изложенное, Комитет, не возражая против концепции законопроекта, отмечает необходимость учесть указанные замечания.
Утверждено на заседании Комитета 12 января 2017 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.