Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в несколько статей Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части оказания медицинской помощи в районах Крайнего Севера и приравненных к местностях.
Изменения, предлагаемые в пункте 1 статьи 1 законопроекта, противоречат положениям статьи 32 Федерального закона, поскольку такие формы оказания медицинской помощи как мобильные медицинские комплексы и телемедицинские технологии в статье 32 Федерального закона отсутствуют.
Исходя из положения части 3 статьи 32 Федерального закона медицинская помощь может оказываться в стационарных условиях при необходимости обеспечения круглосуточного медицинского наблюдения и лечения. Необходимость и качество оказания медицинской помощи в стационарных условиях определяется соответствующими порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи. Предлагаемая норма пункта 4 статьи 1 законопроекта может привести не только к перегрузке медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, в связи с их заполнением лицами, которые в указанной помощи не нуждаются, но и нарушению прав граждан, которым необходима медицинская помощь именно в стационарных условиях. Кроме того, граждане, которым медицинская помощь в стационарных условиях необходима (то есть необходима исходя из состояния их здоровья) не смогут получить указанную помощь в полном объеме, поскольку средства, выделенные медицинской организации на лечение в стационарных условиях, будут потрачены на пребывание в стационаре лиц, которые по состоянию своего здоровья подлежат лечению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Вопросы транспортной доступности населения (пункт 5 статьи 1 законопроекта) не могут решаться за счет средств медицинской организации, посредством ограничения права граждан на медицинскую помощь надлежащего качества, поскольку в соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Кроме того, проектируемая норма пункта 6 статьи 1 законопроекта, с нашей точки зрения, идентична положениям действующей нормы пункта 9 части 2 статьи 81 Федерального закона, предусматривающей, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
По пункту 7 статьи 1 законопроекта сообщаем следующее. Предварительные медицинские осмотры и периодические медицинские осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (пункты 2 и 3 части 2 статьи 46 Федерального закона). Медицинское освидетельствование в силу статьи 65 Федерального закона представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. По смыслу названных норм, а также учитывая наступление юридически значимых последствий медицинского освидетельствования необходимые медицинские вмешательства и медицинские исследования не могут проводиться врачом (терапевтом, семейным врачом) единолично.
Законопроект требует существенной юридико-технической доработки. Так, например, пункт 3 статьи 1 законопроекта вносит изменение в структурную единицу Федерального закона, которая исключена Федеральным законом от 26 апреля 2016 года N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.