Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 апреля 2016 г. N 5.1-01/985
по проекту федерального закона N 1001467-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 13 апреля 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 1001467-6 "О внесении изменения в статью 11 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы Д.Ф. Вяткиным, З.А. Муцоевым и М.М. Галимардановым 19 февраля 2016 года. 30 марта 2016 года проект федерального закона повторно внесен в Государственную Думу в новой редакции. Законопроект (в новой редакции) имеет аналогичный предмет правового регулирования (урегулирование вопроса об ограничении прав налоговых органов в отношении денежных средств на специальных счетах избирательных фондов и фондов референдумов, далее - специальные счета), но изменена концепция законопроекта (специальные счета полностью не выводятся из-под действия законодательства о налогах и сборах, как это предусматривала первоначальная концепция законопроекта, а только ограничиваются права налоговых органов по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на этих счетах, а также по приостановлению операций по таким счетам).
Федеральным законом установлены правила, согласно которым взыскание налога и задолженности по пени и штрафам по решению налогового органа не может производиться за счет денежных средств, находящихся на специальных счетах организаций и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Кроме этого, Федеральным законом установлено, что в целях обеспечения исполнения налогового обязательства не могут приостанавливаться операции по специальным счетам и на эти счета не распространяется запрет на открытие новых банковских счетов налогоплательщику, операции по банковским счетам которого приостановлены по решению налоговых органов.
Федеральный закон не противоречит основам налогообложения и сборов в Российской Федерации и иным положениям Налогового кодекса Российской Федерации, а также нормам избирательного законодательства Российской Федерации и законодательства о референдуме в Российской Федерации.
Формулировка статьи 2 Федерального закона соответствует формулировке абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому акты законодательства о сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут вступать в силу со дня их официального опубликования.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в том, что в полном объеме восстанавливаются гарантии конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и права на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Принятый Федеральный закон устраняет возможность влияния норм законодательства о налогах и сборах на избирательный процесс и процесс подготовки и проведения референдума, ограничивая право налоговых органов в отношении банковских счетов, имеющих особый правовой режим. Этот режим предусматривает, в частности, что денежные средства избирательных фондов и фондов референдума используются исключительно на цели, установленные федеральными законами, по завершении финансовых операций, предусмотренных избирательным законодательством и законодательством о праве на референдум, специальные счета подлежат закрытию, а находящиеся на них денежные средства - возврату жертвователям.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации (финансовое регулирование).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 28 апреля 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Ю.А. Шадрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.