Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Городская долгосрочная программа
"Сохранение историко-культурного наследия г. Бердска на 2006-2016 гг."
(утв. решением 5 сессии Совета депутатов муниципального образования г. Бердска второго созыва от 4 мая 2006 г. N 83)
г. Бердск. 2006 г.
Паспорт
городской долгосрочной программы
"Сохранение историко-культурного наследия г. Бердска на 2006-2016 гг."
Наименование программы "Сохранение историко-культурного наследия г. Бердска на 2006-2016 гг." Дата и форма принятия решения Решение 5 сессии Совета депутатов от об утверждении программы 30.04.2006 г. N _____ Заказчик программы Администрация МО г. Бердска Координатор программы Отдел культуры администрации МО г. Бердска" Разработчик программы Муниципальное учреждение "Городской историко-художественный музей" Сроки реализации 2006-2016 гг. |
1. Введение
1.1. Краткие итоги реализации предыдущей программы "Сохранение
историко-культурного наследия г. Бердска. 2000-2005 гг."
Каждый город имеет свою историю. У одних она насчитывает тысячелетия, другие же только начинают отсчет прожитому. Несмотря на это, все ценное, созданное трудом и талантом народа, все, что свидетельствует о его пути, должно жить вечно.
Бердску скоро исполнится 300 лет. Он имеет свою II историю, запечатленную в памятниках истории и культуры, коллекциях и экспозициях музеев. Они свидетели славного прошлого, замечательных трудовых и боевых подвигов бердчан, больших событий в общественной и культурной жизни города. В Бердске взято под охрану 2 памятника архитектуры, которые являются памятниками федерального (общероссийского) значения (Приложение 3), 8 памятников истории, из них 2 являются памятниками Новосибирской области регионального значения. (Приложение 1, 1.2), 8 памятников архитектуры (Приложение 2.)
Особой формой, увековечивающей память о знаменательных событиях, которые происходят в городе, исторических местах, зданиях, людях являются памятные доски. Ныне их установлено и открыто 11. (Приложение 4).
Определенное количество бесценных реликвий прошлого бердчан собрано и экспонируется в музеях предприятий, организаций и учебных заведений (Приложение 5). На базе Городского музея работает методическая кафедра музейного дела. С 2001 по 2005 гг. проведено 18 расширенных заседаний, на которых рассматривались и обсуждались основные направления музейной деятельности, проводились мастер-классы и открытые мероприятия. Было организовано участие руководителей общественных музеев в конференциях, музейных чтениях, начата практика совместных программ на базе разных музеев. К 2000 году в г. Бердске действовало всего 6 музеев и музейных уголков, сегодня их уже 14.
За период действия программы, с целью популяризации историко-культурного наследия г. Бердска организовано и проведено для жителей и гостей города
- эскурсий по городу с посещением исторических и памятных мест (для участников конкурса семей, для делегации г. Белого, для детей Якутии, г. Новосибирска, Искитима,) - 56
- пополнение фондов музея экспонатами, найденными при проведении раскопок в г. Белом. Фонды пополнились на 14 единиц.
- в экспозиции "Листая Книгу памяти" создан комплекс "Память о войне"
- фотодокументальных выставок - 27
- традиционных встреч со старожилами - "Уроков Мужества" с участием представителей общественных организаций - 516
- организован и работает музейный кружок "Клио".
- проведено 2 музейных чтения "Новые страницы в истории г. Бердска".
- разработана лекция и организована мини выставка по теме "Улицы нашего города".
По итогам реализации Программы "Сохранение историко-культурного наследия г. Бердска. 2000-2005 гг." были поставлены следующие задачи на перспективу:
- регламентация прав и обязанностей органов государственной власти, учреждений, организаций, общественных объединений, а также отдельных лиц, относящихся к сфере сохранения историко-культурного наследия;
- разработка и внедрение в практику, с учетом изменений, происходящих в обществе, новых подходов к решению проблем сохранения и развития историко-культурного наследия;
- развитие в городе целенаправленной системы патриотического воспитания и координация взаимодействия между различными участниками воспитательного процесса;
- закрепление за Городским историко-художественным музеем роли консультационного и методического центра для общественных и ведомственных музеев города в деле сохранения и использования историко-культурного наследия;
- пропаганда среди населения материальных и духовных ценностей посредством новых форм и методов просветительной деятельности;
- создание условий для продуктивной исследовательской работы в плане детального изучения объектов историко-культурного наследия.
1.2. Основные понятия Программы
Новая долгосрочная Программа регулирует отношения в сфере сохранения и государственной охраны объектов историко-культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) и направлена на реализацию конституционного права каждого гражданина на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. совершенствование системы мер по охране всех видов городских памятников истории и культуры;
Памятники истории и культуры, культурная среда с ее особенностями и разнообразием должны охраняться как часть культурного наследия и культурной идентичности и как часть окружающей среды.
Историко-культурным наследием являются памятники истории и культуры, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
В г. Бердске ведется работа по сохранению объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) в интересах настоящего и будущего поколений.
Объекты культурного наследия.
Объектами историко-культурного наследия могут быть признаны недвижимые и движимые (целиком или в оговоренной части) материальные исторические свидетельства.
Недвижимые, в том числе:
- памятники - отдельные постройки, здания и сооружения, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментированном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов, в том числе объекты религиозного назначения, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений; кладбища и отдельные захоронения, произведения монументального искусства; следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, частично или полностью скрытые в земле или под водой, являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
- ансамбли - локализуемые на исторически сложившейся территории группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений, если единство или связь указанных памятников, строений и сооружений с пейзажем представляют ценность с археологической, архитектурной, исторической или социально-культурной точек зрения, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства;
- территории историко-культурного назначения (заповедные зоны) - территории с памятниками истории и культуры, представляющие ценность с точки зрения археологии, истории, градостроительства, границы которых утверждены в установленном порядке;
- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, а также территории, представляющие ценность с точки зрения археологии, истории, градостроительства, эстетики, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки, памятные места, ландшафты, связанные с историческими событиями, с памятниками, жизнью выдающихся исторических личностей, культурные слои, остатки построек древних городищ, поселений, стоянок; места совершения обрядов.
- вновь выявленные памятники истории и культуры - объекты при установлении их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, зарегистрированные областным органом охраны памятников в списках вновь выявленных памятников истории и культуры до решения вопроса о принятии их на государственную охрану, подлежат охране, как памятники истории и культуры в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства и настоящего Закона.
Движимые, в том числе:
- единичные объекты: археологические находки, предметы древности, элементы недвижимых памятников, подвергающиеся расчленению, антропологические и этнологические исторические реликвии, художественные произведения (живопись, графика, прикладное искусство, кино и фотографии) документальные памятники, входящие в состав архивного фонда, рукописные, машинописные, графические, кино-, фотодокументы, звукозаписи, а также редкие печатные издания;
- комплексные объекты: исторически сложившиеся комплексы, фонды и коллекции единичных объектов, взятые как единое целое, а также комплексы, фонды и коллекции естественнонаучных ценностей, имеющие (как целое) историческую значимость.
К объектам историко-культурного наследия могут быть отнесены и другие представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Категории памятников истории и культуры
Памятники истории и культуры подразделяются на следующие категории:
- памятники истории и культуры федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации;
- памятники истории и культуры местного значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, научной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Орловской области.
- вновь выявленные памятники истории и культуры - объекты при установлении их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, зарегистрированные областным органом охраны памятников в списках вновь выявленных памятников истории и культуры до решения вопроса о принятии их на государственную охрану, подлежат охране, как памятники истории и культуры в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства и настоящего Закона.
1.3. Охрана памятников истории и культуры
Государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, контроль за использованием памятников истории и культуры в соответствии с настоящей Программой и законодательством Российской Федерации.
1.4. Управление в сфере охраны и использования
памятников истории и культуры
Управление в сфере охраны и использования памятников истории и культуры на территории Новосибирской области, в т.ч. и г. Бердска осуществляется органами государственной власти области, органами местного самоуправления, а также специально уполномоченным государством органом по охране памятников.
Специально уполномоченным государством органом по осуществлению мероприятий по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры, охранных зон на территории Новосибирской области является Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области (далее - НПЦ).
Органы местного самоуправления, руководители предприятий, организаций и учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, физические лица обязаны предоставлять работникам НПЦ необходимую документацию в области охраны и использования памятников и оказывать содействие в осуществлении его деятельности.
Инструкции и указания НПЦ по вопросам охраны, использования, учета, ремонта и реставрации памятников истории и культуры (в пределах его компетенции) обязательны для всех граждан, предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм.
Работа по защите, сохранению и использованию историко-культурных памятников не является ограниченной во времени и пространстве. Она многофункциональна, динамична и перспективна. Ведь воспитание на исторических ценностях является постоянным средством приобщения подрастающего поколения к культуре, т.е. к нормам, идеалам, накопленным опытом предков, имеющим к тому же глубоко нравственную, патриотическую основу, служит утверждению духовности человечества и общества.
Все вышеизложенное определяет необходимость и обусловленность дальнейшей разработки программных положений и мероприятий по сохранению историко-культурного наследия г. Бердска.
2. Целеполагание Программы
Основной целью настоящей программы является регулирование и координация деятельности всех организаций города в области охраны и использования историко-культурного наследия для обеспечения их максимальной сохранности и всестороннего эффективного использования в вопросах воспитания патриотизма как важнейшей духовной и социальной ценности настоящих и будущих поколений.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
- совершенствование системы мер по охране всех видов городских памятников истории и культуры;
- регламентация прав и обязанностей органов государственной власти, учреждений, организаций, общественных объединений, а также отдельных лиц, относящихся к сфере сохранения историко-культурного наследия;
- разработка и внедрение в практику, с учетом изменений, происходящих в обществе, новых подходов к решению проблем сохранения и развития историко-культурного наследия;
- развитие в городе целенаправленной системы патриотического воспитания и координация взаимодействия между различными участниками воспитательного процесса;
- закрепление за Городским историко-художественным музеем роли консультационного и методического центра для общественных и ведомственных музеев города в деле сохранения и использования историко-культурного наследия;
- пропаганда среди населения материальных и духовных ценностей посредством новых форм и методов просветительной деятельности;
- создание условий для продуктивной исследовательской работы в плане детального изучения объектов историко-культурного наследия.
Городское социокультурное пространство в части состояния объектов историко-культурного назначения и музейного дела, сохранения на базе музеев и архивов исторической памяти, формирования гражданско-патриотической позиции молодежи, представлено следующим образом:
- Центром по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области
- Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
- Комитетом природных ресурсов и окружающей среды;
- Отделом архитектуры, строительства и транспорта;
- Бюро технической инвентаризации и регистрации по г. Бердску;
- Городской архивной службой;
- МУ "Отдел по делам молодежи"
- МУ "Городской историко-художественный музей";
- Общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;
- Учреждениями дополнительного образования
- Общественными организациями города.
- Балансодержателями всех видов памятников, земель и мемориальных досок.
3. Нормативно-правовые основания принятия программы
1. Конституция РФ.
2. Указ Президента РФ "Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ" от 30.11.92 г. N 49.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер указа Президента РФ от 30 ноября 1992 г. следует читать как "N 1487"
3. Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" от 15.12.78 г.
4. Распоряжение Главы администрации Новосибирской области "О сохранении недвижимого историко-культурного наследия г. Новосибирска и Новосибирской области" от 01.02.94 г. N 42-р
5. Распоряжение Главы территориальной администрации г. Бердска "О сохранении недвижимого историко-культурного наследия на территории г. Бердска" от 04.07.94 г. N 303-р
6. Решение XXII сессии Депутатов Новосибирской области от 17.04.96 г. "О типовом положении о порядке и режиме использования земель историко-культурного назначения Новосибирской области".
4. Основные направления деятельности
N п/п |
Вид деятельности | Сроки реализации |
I. Городская политика в сфере сохранения, использования и охраны объектов историко-культурного наследия |
||
1. | Учет объектов культурного наследия: 1. Вести статистический учет памятников истории и культуры, мемориальных досок независимо от того, в чьем пользовании или собственности они находятся, статистический учет памятников истории и культуры включает выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, регистрацию с составлением учетных документов, паспортизацию; |
постоянно |
2. | Сохранение объектов культурного наследия: 1. Установить режим содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий, историко-культурных заповедников, достопримечательных мест и зон охраны памятников; 2. Вести надзор за: - внешним обликом и техническим состоянием памятников истории и культуры; мемориальных досок - строительством и благоустройством в охранных и заповедных зонах; - всеми видами ремонтных и реставрационных работ; - эксплуатацией памятников в полном соответствии с законодательными актами Российской Федерации в сфере охраны памятников; - ведением различных видов работ на памятниках и в их охранных зонах. - проведением всех видов земляных работ, включая прокладку коммуникаций в границах охранных зон или территорий историко-культурного назначения, или в непосредственной близости (менее пяти метров) от вновь выявленных памятников истории и культуры; 3. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность объектов историко-культурного наследия, находящихся в их собственности, пользовании (аренде) или на землях, предоставленных им в пользование (собственность), не допускать нарушения установленного порядка их использования, предотвращать действия, причиняющие вред объектам. 4. Принятие охранных обязательств собственниками или арендаторами объектов историко-культурного наследия и заключение с Центром по охране памятников охранных договоров (охранно-арендных договоров). |
постоянно |
II. Исследовательская деятельность. | ||
1. | Организация и проведение поисковых экспедиций | постоянно |
2. | Участие в археологических экспедициях, проводимых на территории г. Бердска, Тверской области и т.д. |
|
3. | Работа в Государственных архивах | |
4. | Связь с населением (старожилами) | |
III. Музейное дело. | ||
1. | Работа методической кафедры музейного дела для общественных и ведомственных музеев на базе МУ "Городской историко-художественный музей" - статистический учет и координация деятельности общественных музеев - консультационная поддержка; - сохранение музейных фондов |
По плану 1 раз в квартал |
2. | Комплектование музейных фондов - экспедиционное; - архивное; - событийный сбор; - поступление от населения; - дар авторов; - закуп. |
постоянно |
3. | Реставрация и консервация музейных предметов. | постоянно |
4. | Создание экспозиций по истории и искусству г. Бердска - "От основания острога и до начала XX века" - "Бердск в 1914-1941 гг." - "Второе рождение города" - "Бердск современный" - "Галерея искусства" |
2006-2007 гг. 2008 г. 2009-2010 гг. 2011-2015 гг. 2016 г. |
5. | Создание и открытие новых общественных музеев, музейных уголков. |
1-2 музея в год |
IV. Пропаганда историко-культурного наследия среди населения | ||
1. | Посещение музеев области и региона | постоянно |
2. | Организация и проведение экскурсий, лекций, конкурсов, тематических мероприятий, встреч и т.д. |
|
3. | Участие в городских, областных, региональных мероприятиях, конкурсах и т.д. |
|
4. | Организация выставочной деятельности | |
V. Взаимодействие с государственными органами | ||
1. | Подготовка документации для передачи ее в Научно-производственный центр - оформление заявок на проведение экспертных работ; - составление списков и учетных карточек объектов. - внесение границ памятников на дежурный план города. - Фото- видео- съемка объектов. |
по мере образования |
2. | Разработка предложений и рекомендаций по охране всех видов памятников и внесение их в соответствующие органы. |
постоянно |
3. | Участие в рассмотрении государственными органами и другими организациями вопросов об охране и пропаганде памятников истории и культуры. |
постоянно |
4. | Участие в работе комиссии по отводу земельных участков под капитальное строительство и другие виды использования. |
постоянно |
5. Механизм реализации программы
1. Определение приоритетов и направлений реализации программы.
2. Кадровое обеспечение.
3. Финансовое обеспечение.
4. Систематический контроль степени выполнения запланированных мероприятий, оценка их эффективности.
6. Ожидаемые результаты от выполнения данной программы
- Осознание значимости и ценности памятников истории и культуры населением для формирования патриотических, нравственных и эстетических качеств бердчан.
- Сохранение данных памятников истории и культуры и информации о них для будущих поколений.
- Формирование устойчивого общественного мнения, ориентированного на компетентное сохранение, использование и приумножение историко-культурного наследия.
- Осуществление эффективного взаимодействия всех служб, ведомств города, области по сохранению и дальнейшему развитию историко-культурного наследия.
7. Порядок контроля за реализацией программы
- Общий контроль за реализацией программы "Сохранение историко-культурного наследия г. Бердска" осуществляет заместитель главы администрации МО г. Бердска по социальным вопросам.
- Соисполнители программы ежегодно отчитываются о проделанной работе по выполнению мероприятий, соответствующих направлению их деятельности.
- Текущий контроль выполнения программы обеспечивает координатор программы отдел культуры администрации МО г. Бердска.
8. Финансирование программы
Финансирование программных мероприятий из местного бюджета обеспечивается за счет:
1. общих ассигнований, выделяемых через
- Отделы администрации МО г. Бердска: отдел культуры, Управление образования, МУ ОДМ, архитектуры, строительства и транспорта, архивной службы, БТИ и Р.
- Комитеты: по земельным ресурсам и землеустройству г. Бердска, охране окружающей среды.
- Балансодержателей всех видов памятников, земель и мемориальных досок.
2. средств на финансирование грантов.
3. привлечения дополнительных средств (собственных финансовых средств, средств из внебюджетных источников, средств спонсоров.
4. финансирование содержания и ремонта памятников, стоящих на государственном учете, осуществляется через Областной научно-производственный центр по охране памятников из средств областного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.