Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту Федерального закона N 1107357-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(об особенностях регулирования трудовых отношений при лишении работника ученой степени или ученого звания)"
(внесен депутатом Государственной Думы С.М. Мироновым, а также В.Е. Шудеговым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести в ряд статей Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) изменения, предусматривающие увольнение отдельных категорий работников в связи с лишением их ученой степени и (или) ученого звания, если квалификационными требованиями к занимаемой должности установлено наличие у работника соответствующей ученой степени и (или) ученого звания.
Предлагаемое изменение в статью 278 ТК РФ касается руководителей (заместителей руководителя) государственных или муниципальных организаций.
В то же время, авторами законопроекта не учитывается, что нормы статьи 278 ТК РФ распространяются исключительно на руководителей организаций. Предлагаемое к внесению регулирование в части прекращения трудового договора с заместителем руководителя организации выходит за пределы предмета правового регулирования данной статьи.
Кроме того, в материалах к законопроекту не содержится обоснований применения нового предлагаемого основания для увольнения только к руководителям государственных или муниципальных организаций.
Имея в виду, что статья 278 ТК РФ содержит такое основание для увольнения руководителя организации как принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора, предлагаемое законопроектом изменение представляется излишним.
Высказанные выше замечания практически полностью относятся и к предлагаемым изменениям в статью 336.3 ТК РФ, в которых речь идет о дополнительных основаниях для увольнения руководителей, заместителей руководителя государственных или муниципальных научных организаций.
Изменения, предлагаемые к внесению в статьи 336 и 336.1 ТК РФ касаются, соответственно, педагогических и научных работников.
При оценке данных изменений следует иметь в виду, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 842 "О порядке присвоения ученых званий" (далее - Постановление) помимо порядка лишения ученой степени и (или) ученого звания и перечня оснований, по которым лица, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, могут быть их лишены, содержит и право на восстановление ученой степени и (или) ученого звания. С этой целью предусмотрена процедура апелляции, на которую отводится срок до 6 месяцев.
В то же время, законопроект не предусматривает каких-либо механизмов для реализации педагогическим или научным работником права на апелляцию в связи с решением о лишении его ученой степени и (или) ученого звания.
Кроме того, авторами законопроекта не учитывается, что трудовым законодательством при увольнении по сходным основаниям, как правило, предусматриваются меры по дальнейшему трудоустройству увольняемого работника.
Так, согласно пункту 9 части первой статьи 83 ТК РФ основанием для увольнения может служить истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
А в соответствии с частью второй статьи 83 ТК РФ, прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв. Мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера к законопроекту не имеет.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона.
Правительство Российской Федерации проект федерального закона не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддерживает.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, представленный законопроект не поддерживает.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1107357-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.