Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 20 декабря 2016 года (протокол N 19, пункт 65) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 40092-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект определяет основания и порядок проведения конкурсов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Данный законопроект разработан в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 Перечня поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 11 апреля 2013 года, N Пр-1037, которым Правительству Российской Федерации поручено внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсов на право заключения договоров аренды лесного участка для заготовки древесины предприятиями лесопереработки, установив критерии определения победителя конкурса в зависимости от наличия у его участников производства по глубокой переработке древесины и от уровня развития этого производства.
Это стало результатом дискуссии, в ходе которой были высказаны сомнения в обоснованности принципа "кто больше заплатит", на котором базируется система аукционов (ст. 78 ЛК РФ). При отсутствии специальных требований к участникам аукционов Лесной кодекс Российской Федерации не исключает признания победителями тех структур, которые не имеют отношения к лесному хозяйству и специализируются на рейдерской деятельности и финансовых спекуляциях. Президент отметил: "Не устранён дисбаланс между лесным хозяйством и лесной промышленностью, в аренду для заготовки древесины и её переработки сейчас передана пятая часть лесов, к тому же аукционы организованы непрозрачно. Их выигрывают прежде всего структуры, приближенные к власти и к посредникам. Люди, живущие рядом с лесом, часто не могут получить его для собственных нужд и по доступной цене".
В связи с этим было признано целесообразным возродить к жизни систему лесных конкурсов для заключения договора заготовки древесины, как механизма, позволяющего произвести отбор наиболее профессиональных и перспективных предприятий, имеющих мощности по глубокой переработке древесины.
В целом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым обратить внимание на следующее.
Законопроект, в отличие от формулировок вышеназванного Перечня поручений Президента Российской Федерации, не предусматривает полной замены лесных аукционов на право аренды лесных участков для заготовки древесины конкурсами. Согласно проекту, по общему правилу по-прежнему должны проводиться аукционы. Основанием проведения конкурса является наличие заявления о потребности в древесине от конкретного субъекта лесопереработки. Таким образом, если подобная заявка не поступит, лесные участки для целей заготовки древесины, в том числе предприятиям глубокой переработки, будут предоставляться по-прежнему путем проведения аукциона. При этом не ясны последствия, если такая заявка поступит после того, как подходящий лесной участок уже выставлен на аукцион.
Такой подход представляется не вполне логичным, он также не имеет аналогов в действующем законодательстве. Основания проведения конкурсов и аукционов и разграничение между случаями проведения этих форм отбора претендентов определяются непосредственно в законе и не ставятся в зависимость от субъективных факторов. По нашему мнению, по лесным участкам, предназначенным для заготовки древесины, аукционы либо полностью должны быть заменены конкурсами, либо проектом должны быть установлены четкие объективные основания (случаи) проведения конкурса взамен аукциона.
Кроме того, из предложенной редакции законопроекта вытекает, что при наличии заявления о потребности в древесине и при наличии пригодного лесного участка органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести конкурс и предоставить лесной участок его победителю. На наш взгляд, это противоречит как принципам отношений собственности, так и интересам охраны лесных ресурсов. Право распоряжения и, соответственно, принятия принципиального решения о выставлении участка на торги в целях предоставления его в аренду хозяйствующим субъектам в конкретный период времени должно быть сохранено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, как собственниками.
На заседании президиума Государственного совета также предлагалось предусмотреть реализацию преимущественного права арендаторов, надлежащим образом выполнивших свои обязательства, на заключение договоров аренды на новый срок. В настоящее время таких правил законопроект не содержит. Полагаем, это может быть сделано по аналогии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, путем предоставления таким лицам лесных участков без проведения торгов (см. пункт 39 части 2, часть 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
В связи с вышеизложенным Комитет поддерживает указанный законопроект с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.