Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в соответствии с которыми, в частности, предлагается исчислять срок содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей в период предварительного следствия до дня направления уголовного дела прокурору, при этом в случае направления уголовного дела прокурору срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен по ходатайству соответственно следователя или дознавателя для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу; исключить полномочие прокурора по продлению срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовным делам, поступившим с обвинительным актом; установить правила определения продолжительности срока, на который может быть продлен срок содержания под стражей, в случае возвращения уголовного дела прокурором и обжалования данного решения следователем или дознавателем.
Как следует из пояснительной записки, предложение об исчислении срока содержания под стражей в период предварительного расследования с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору (новая редакции части девятой статьи 109 УПК РФ) обусловлено несогласованностью между положениями УПК РФ, регулирующими сроки предварительного расследования и сроки содержания под стражей в период предварительного расследования. Так, согласно статье 162 УПК РФ в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору, тогда как срок содержания под стражей исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд, в связи с чем следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок предварительного расследования на период рассмотрения прокурором уголовного дела, то есть на период, когда дальнейшее производство следственных действий уже не требуется, и расследование уголовного дела окончено.
Между тем, новая редакция части восьмой.1 статьи 109 УПК РФ по существу также возлагает на следователя и дознавателя полномочия по ходатайству о продлении срока домашнего ареста или содержания под стражей на период рассмотрения уголовного дела прокурором, то есть на период, когда следственные и иные процессуальные действия не могут быть произведены следователем или дознавателем, поскольку полномочия указанных должностных лиц по уголовному делу прекращаются после направления его прокурору.
Нельзя не отметить, что выделение в новой редакции части девятой статьи 109 УПК РФ правил исчисления срока содержания под стражей отдельно для периода предварительного расследования и периода досудебного производства (в который предлагается включать в совокупности сроки содержания под стражей в период предварительного расследования и в период рассмотрения уголовного дела прокурором) может быть неоднозначно воспринято правоприменительной практикой в части решения вопроса о распространении положений статьи 109 УПК РФ о предельных сроках содержания под стражей на период рассмотрения уголовного дела прокурором. Обращаем внимание, что с одной стороны, глава 31 "Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением" расположена в разделе VIII "Предварительное расследование" Части 2 "Досудебное производство" УПК РФ. С другой стороны, часть четвертая статьи 109 УПК РФ, предусматривающая невозможность продления предельных сроков содержания под стражей, установленных частью третьей этой же статьи, содержит исключения из этого правила, в том числе, для случая, когда прокурор установит, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 УПК РФ. В этом случае прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей. Однако, если действующей редакцией части восьмой.1 статьи 109 УПК РФ установлено, что такое ходатайство прокурор может возбудить в период предварительного расследования, то в проектной редакции части восьмой.3 статьи 109 УПК РФ, в которую перемещены положения, посвященные данному вопросу, речь идет о ходатайстве прокурора, возбужденному в период досудебного производства. Если проектом предполагается, что установленные статьей 109 УПК РФ предельные сроки содержания под стражей не будут распространяться на стадию рассмотрения прокурором поступившего к нему уголовного дела, то это означает увеличение предельных сроков содержания под стражей на 10 дней, а в случае сложности или большого объема уголовного дела - на 30 дней (части первая и первая.1 статьи 221 УПК РФ), что в определенной степени повлечет ограничение прав обвиняемых.
Обращаем внимание на наличие в отдельных проектных положениях значительного количества ссылок на другие нормы УПК РФ, что затрудняет их правильное восприятие. Так, проектная редакция части восьмой.2 статьи 109 УПК РФ, состоящая из одного предложения, содержит 12 ссылок на соответствующие пункты и части других статей УПК РФ.
По законопроекту имеются следующие замечания юридико-технического характера.
Проект федерального закона необходимо дополнить статьей 2 следующего содержания:
Статья 2
Признать утратившим силу пункт 5 Федерального закона от 5 июня 2012 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3070).
Иные юридико-технические замечания по тексту проекта прилагаются.
Приложение: на 3 л.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.