Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 30693-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(об исключении из действия закона требований к организации и проведению проверок по внешнему муниципальному финансовому контролю)",
внесенный Московской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 30693-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект), внесенный Московской областной Думой, и отмечает следующее.
В настоящее время согласно части 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) в финансово-бюджетной сфере. Вместе с тем в нормах Федерального закона N 294-ФЗ отсутствует указание на то, что положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются в отношении муниципального финансового контроля, что создает неопределенность в правовом регулировании порядка осуществления данного вида контроля на практике.
Таким образом, на сегодняшний день существуют неравные условия в правовом регулировании вопросов осуществления и организации государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля. В то же время муниципальный финансовый контроль по своим признакам наряду с государственным финансовым контролем также относится к специальным формам контроля, правовые основы которого определяются другими законодательными актами Российской Федерации, а не Федеральным законом N 294-ФЗ.
Согласно статье 1 Федерального закона N 294-ФЗ его положения регулируют отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, к которым относятся органы государственного (муниципального) финансового контроля (часть 2 статьи 1 и часть 1 статьи 152). Основы государственного (муниципального) финансового контроля регулируются также Бюджетным кодексом Российской Федерации (глава 26). Согласно части 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Нормы части 3 статьи 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" предусматривают, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
В связи с изложенным нормами законопроекта N 30693-7 предлагается внести дополнения в статью 1 Федерального закона N 294-ФЗ, предусматривающие, что его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля. В то же время в законопроекте по аналогии с предметом правового регулирования вопросов государственного финансового контроля необходимо было бы указать, что нормы Федерального закона N 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при регулировании отношений в целом в области муниципального финансового контроля, а не только внешнего муниципального финансового контроля. В данном случае указанная несогласованность в правовом регулировании вопросов государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля будет полностью устранена.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать принятие законопроекта с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендует Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.