Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке
на проект федерального закона N 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования)",
внесенный Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части учета мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 12 статьи 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), изложив ее в новой редакции, согласно которой принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, муниципальной образовательной организации дополнительного образования не допускается без учета мнения населения городского поселения, сельского поселения или городского округа, на территории которых расположены указанные муниципальные образовательные организации.
Согласно пояснительной записке, рассматриваемый законопроект подготовлен с целью предоставления населению, проживающему в таких муниципальных образованиях, как городское и сельское поселения, городской округ, права выражать свое мнение при реорганизации или ликвидации муниципальных общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных организаций дополнительного образования
Комитет обращает внимание на то, что учет мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, в частности, мнения населения соответствующих городских округов и городских поселений, необходимость которого отмечается в пояснительной записке к законопроекту, уже возможен в рамках действующего законодательства.
Так частью 11 статьи 22 Федерального закона установлено, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.
Частью 14 указанной статьи определено, что порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Комитет акцентирует внимание на том, что норма о принятии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценки последствий такого решения закреплена также частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Комитет отмечает, что пунктом 3 Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2014 г. N 84, предусмотрено включение в состав комиссий представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, что позволяет в достаточной мере обеспечить учет мнения общественности при принятии решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации.
Исходя из сложившейся практики, правовыми актами уполномоченных органов субъектов Российской Федерации в полной мере используются механизмы учета мнения граждан при реорганизации или ликвидации государственных образовательных организаций (Постановление Правительства Республики Карелия от 5 июня 2014 г. N 170-П "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Карелия, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), Порядка создания комиссии по оценке последствий решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Карелия, муниципальной образовательной организации и подготовки ею заключений", Постановление Правительства Ленинградской области от 19 февраля 2014 г. N 27, приказ Департамента образования и науки Приморского края от 21 февраля 2014 г. N 153 и др.).
Комитет считает необходимым отметить, что используемый в законопроекте термин "образовательная организация дополнительного образования" не соответствует пункту 1 части 3 статьи 23 Федерального закона.
По мнению Комитета, существующий механизм принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, закрепленный в действующем законодательстве, в полной мере обеспечивает защиту интересов обучающихся на получение образования в образовательных организациях и не нуждается в дополнительном правовом регулировании.
Учитывая изложенное, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта.
Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение на представленный законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы правовых возражений концептуального характера не имеет.
Комитет-соисполнитель - Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления дал отрицательное заключение на законопроект.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 33 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 23 - положительных, 10 отрицательных;
- 48 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 20 - положительных, 28 отрицательных.
В целом, законопроект поддержали 9 субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 991774-6 "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.