Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 989330-6 "О внесении изменений в статьи 22 и 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный Парламентом Республики Северная Осетия-Алания.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), положением об установлении десятидневного срока со дня окончания установленного законом срока формирования состава или части состава избирательной комиссии для назначения состава (части состава) избирательных комиссий соответствующими избирательными комиссиями.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить пункт 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ в части установления обязанности органа, назначившего члена избирательной комиссии, выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ, назначить нового члена избирательной комиссии (кроме участковой избирательной комиссии) не позднее чем в двухмесячный срок, (в действующем законодательстве месячный срок) со дня прекращения полномочий выбывшего члена избирательной комиссии.
Проект федерального закона, как объясняют его авторы, направлен на устранение пробела в законодательстве в части установления срока назначения состава или части состава комиссии в случае, если они не назначены в срок, установленный законом, либо в случае, если комиссия не сформирована, при возложении обязанности по их назначению на соответствующие комиссии.
При этом положениями действующих федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, устанавливающими сроки формирования комиссий, срок назначения части состава комиссий, отличающийся от установленного срока формирования комиссий, не предусмотрен.
Однако предлагаемая авторами правовая норма о десятидневном сроке совершения такого действия не конкретизирует, с какого момента этот срок начинается, что может повлечь за собой неопределенность в применении указанной нормы.
Кроме того, Комитет отмечает, что Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (далее - Методические рекомендации), утвержденными постановлением ЦИК России от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5, и Порядком подготовки и рассмотрения на заседании ЦИК России некоторых вопросов, связанных с формированием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (далее - Порядок), одобренным решением ЦИК России от 25 апреля 2007 года N 5-1-5, предусмотрен механизм назначения состава или части состава комиссии соответствующими комиссиями в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Федерального закона с соблюдением требований, установленных Федеральным законом.
В соответствии с указанным Порядком соответствующая комиссия вправе принять к рассмотрению предложения, представленные уполномоченными органами, начавшими процесс формирования избирательной комиссии (назначения члена избирательной комиссии взамен выбывшего), а также при необходимости опубликовать в средствах массовой информации сообщение о приеме предложений в состав избирательной комиссии с указанием срока приема предложений.
Таким образом, предусматриваемый проектом федерального закона десятидневный срок не учитывает необходимость в отдельных случаях сбора соответствующей комиссией предложений по составу комиссии в соответствии с установленными законами требованиями к порядку и сроку формирования комиссий.
Согласно установленному пунктом 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ порядку назначения нового члена комиссии вместо выбывшего, орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена иной (кроме участковой) комиссии не позднее, чем в месячный срок со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии.
Ссылка авторов законопроекта на совпадение указанного срока и срока приема предложений по составу комиссии, установленному пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ, не может быть положена в обоснование увеличения срока назначения нового члена комиссии вместо выбывшего.
В соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями, с учетом того, что речь идет не о полном формировании комиссии, а о замещении вакантного места, срок приема предложений, определенный в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ, может быть сокращен. Это положение обеспечивает возможность соблюдения установленного пунктом 11 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ месячного срока со дня прекращения полномочий выбывшего члена комиссии для назначения нового члена комиссии.
В проекте федерального закона также не обосновано различие в сроках назначения состава или части состава комиссии и сроков замещения вакантного места досрочно прекратившего полномочия члена комиссии.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству полагает, что оснований для изменения федерального законодательства не усматривается и рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 11.04.2016 г.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.