В соответствии с пунктом 16 плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации на 2016 и 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 2165-р, и пунктом 5 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 1368 "Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации проектной деятельности в рамках стратегического направления Российской Федерации "Образование" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемое положение об организации проектной деятельности в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Огородову Л.М.
Министр |
О.Ю. Васильева |
Положение
об организации проектной деятельности в Министерстве образования и науки Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящее положение об организации проектной деятельности в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с пунктом 16 плана первоочередных мероприятий по организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 2165-р (далее - План проектной деятельности Правительства), и пунктом 5 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 1368 "Об организации в Министерстве образования и науки Российской Федерации проектной деятельности в рамках стратегического направления Российской Федерации "Образование" и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации", а также с учетом Положения об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 (далее соответственно - Положение о проектной деятельности Правительства, постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050), и устанавливает порядок организации проектной деятельности в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство).
2. В соответствии с Положением в Министерстве осуществляется деятельность, связанная с формированием ведомственных и приоритетных проектов (программ) (далее - проекты (программы), управленческой инфраструктуры проектной деятельности, планированием и реализацией проектов (программ), мониторингом реализации проектов (программ) и иными вопросами, касающимися ведения проектной деятельности в Министерстве.
3. Для целей Положения используются понятия, соответствующие терминам, установленным Положением о проектной деятельности Правительства.
4. Организационная структура системы управления проектной деятельностью в Министерстве включает в себя органы, формируемые по решению Министра образования и науки Российской Федерации:
а) постоянные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
- координационный орган Министерства;
- проектный офис Министерства (далее - проектный офис);
б) формируемые в целях реализации проектов (программ) Министерства временные органы управления проектной деятельностью, к которым относятся:
- кураторы;
- функциональные заказчики проектов (программ);
- руководители проектов (программ);
- администраторы проектов (программ);
- руководители рабочих органов проектов (программ);
- рабочие органы проектов (программ);
- участники проекта (программы);
в) обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью Министерства, к которым относятся:
- общественно-деловые советы;
- экспертные группы.
II. Формирование проектов (программ)
1. Деятельность по формированию проектов (программ) осуществляется по инициативе Министерства или иных федеральных органов исполнительной власти, а также в соответствии с поручениями и решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также по инициативе сформированных в соответствии с пунктом 4 Положения органов управления проектной деятельностью в Министерстве.
2. Подготовка в Министерстве инициативных предложений по проектам (программам) (далее - инициативные предложения) осуществляется по решению Министра образования и науки Российской Федерации на основании предложений заместителей Министра образования и науки Российской Федерации, в сфере ведения которых находятся вопросы, соответствующие содержанию предлагаемых проектов (программ), структурными подразделениями Министерства и подведомственными Министерству организациями. В инициативные предложения включаются положения, предусмотренные пунктом 10 Положения о проектной деятельности Правительства, а также:
- сведения о заместителе Министра образования и науки Российской Федерации, ответственном за подготовку инициативных предложений (далее - заместитель Министра, ответственный за инициативные предложения);
- сведения о структурном подразделении Министерства, ответственном за разработку инициативных предложений;
- информация о планируемых сроках подготовки инициативных предложений.
Предложения по проектам (программам) могут инициироваться заинтересованными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациями.
3. Подготовленные инициативные предложения подлежат согласованию с заинтересованными структурными подразделениями Министерства, в том числе обязательному согласованию с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства.
4. После согласования с заинтересованными структурными подразделениями Министерства, включая Департамент финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства, инициативные предложения направляются в проектный офис для их представления в федеральный проектный офис, функции которого осуществляет Департамент проектной деятельности Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 (далее - Федеральный проектный офис).
5. В случае поступления в Министерство предложений по подготовке проектов (программ) (далее - поступившие предложения):
а) заместитель Министра, ответственный за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование", по согласованию с Министром образования и науки Российской Федерации определяет заместителя Министра образования и науки Российской Федерации, ответственного за проработку поступивших предложений (далее - заместитель Министра, ответственный за поступившие предложения);
б) проектный офис обеспечивает:
- организацию формирования позиции Министерства по поступившим предложениям по согласованию с заинтересованными структурными подразделениями Министерства, в том числе с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства;
- согласование поступивших предложений с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
- иные процедуры, предусмотренные пунктами 13-16 Положения о проектной деятельности Правительства.
6. Заместитель Министра, ответственный за инициативные (поступившие) предложения:
- направляет предложения (позицию Министерства по поступившим предложениям) по подготовке проектов (программ) в Федеральный проектный офис и в иные организации соответствующими письмами;
- организует подготовку материалов, необходимых для представления инициативных предложений (позиции Министерства по поступившим предложениям) на заседаниях проектного комитета;
- представляет инициативные предложения (позицию Министерства по поступившим предложениям) на заседаниях проектного комитета.
7. В соответствии с пунктом 27 Положения о проектной деятельности Правительства подготовка материалов проекта (программы) до одобрения паспорта проекта (программы) президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в качестве приоритетного осуществляется в соответствии с требованиями к оформлению сведений, относящихся к служебной информации.
III. Планирование и реализация проектов (программ)
Подготовка паспортов проектов (программ)
8. В случае принятия положительного решения проектного комитета о целесообразности разработки паспорта соответствующего проекта (программы):
- Министр образования и науки Российской Федерации определяет руководителя проекта (программы) в должности заместителя Министра образования и науки Российской Федерации;
- руководитель проекта (программы) закрепляет проект (программу) за заинтересованным структурным подразделением Министерства в соответствии с содержанием проекта (программы) и функциями соответствующего структурного подразделения Министерства и определяет ответственного за подготовку проекта (программы) в должности не ниже заместителя руководителя соответствующего структурного подразделения Министерства;
- ответственный за подготовку проекта (программы) осуществляет подготовку паспорта проекта (программы) в соответствии с требованиями, процедурами и сроками, установленными пунктами 17-20 Положения о проектной деятельности Правительства.
9. Проектный офис осуществляет:
а) методическое сопровождение и контроль за деятельностью по разработке паспорта проекта (программы);
б) контроль за выполнением мероприятий по разработке и согласованию паспорта проекта (программы) в соответствии с требованиями, процедурами и сроками, установленными пунктами 17-20 Положения о проектной деятельности Правительства;
в) информирование заместителя Министра, ответственного за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование", о ходе разработки и согласования паспорта проекта (программы);
г) по решению заместителя Министра, ответственного за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование":
- координацию взаимодействия между Министерством и проектным комитетом, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в рамках согласования подготовленного паспорта проекта (программы);
- содействие в экспертном сопровождении разработки паспортов проектов (программ) по реализации проектов по направлению стратегического развития Российской Федерации "Образование" путем привлечения экспертов, рекомендованных Федеральным проектным офисом.
10. Руководитель проекта (программы):
а) направляет подготовленный паспорт проекта (программы) на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в том числе Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, и в иные организации, чье участие предусматривается паспортом проекта (программы);
б) оказывает в пределах своих компетенций содействие ответственному за подготовку паспорта проекта (программы) в связи с подготовкой паспорта проекта (программы), в том числе в случае необходимости:
- проводит согласительные процедуры с участием заинтересованных структурных подразделений Министерства;
- представляет Министерству в рамках согласительных процедур с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации, а также иными организациями;
в) направляет паспорт проекта (программы) в проектный комитет и представляет его на заседаниях проектного комитета.
11. Объемы финансового обеспечения приоритетного проекта (программы) за счет средств федерального бюджета определяются в паспорте проекта (программы) по согласованию с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства с привлечением в случае необходимости Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства, а также Департамента науки и технологий Министерства.
12. Финансовое обеспечение проекта (программы) в году, в котором осуществляется разработка паспорта проекта (программы) в случае начала реализации соответствующего проекта (программы) в данном году, может осуществляться в отсутствие отдельного решения Правительства Российской Федерации только за счет средств в рамках предусмотренных Министерству лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.
Финансовое обеспечение приоритетного проекта (программы) на очередной финансовый год может осуществляться в отсутствие отдельного решения Правительства Российской Федерации только за счет средств в рамках предусмотренных Министерству лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.
13. Финансовое обеспечение проекта (программы) на плановый период может предполагать выделение дополнительных ассигнований на реализацию проекта (программы) сверх предусмотренных Министерству соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете лимитов бюджетных обязательств.
В этом случае объем дополнительного финансового обеспечения должен быть определен при участии Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства и согласован с заместителем Министра образования и науки Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей).
Подготовка сводного плана проекта (программы)
14. После утверждения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам паспорта проекта (программы) ответственный за подготовку проекта (программы) в соответствии с пунктом 12 Положения под руководством руководителя проекта (программы) осуществляет подготовку и согласование проекта сводного плана проекта (программы) (далее - план проекта (программы) в соответствии с пунктом 29 Положения о проектной деятельности Правительства и в срок, указанный в пункте 30 Положения о проектной деятельности Правительства, в соответствии с разработанными Федеральным проектным офисом методическими рекомендациями по подготовке сводных и рабочих планов проектов (программ) в соответствии с пунктом 10 Плана проектной деятельности Правительства (далее - методические рекомендации по разработке плана).
15. Проектный офис осуществляет:
а) методическое сопровождение и контроль за деятельностью по разработке плана проекта (программы);
б) контроль за выполнением требований методических рекомендаций по разработке плана;
в) информирование заместителя Министра, ответственного за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование", о ходе разработки и согласования плана проекта (программы);
г) по решению заместителя Министра, ответственного за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование":
- обеспечивает координацию взаимодействия между Министерством, проектным комитетом, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями в рамках согласования подготовленного плана проекта (программы);
- оказывает содействие в экспертном сопровождении разработки планов проектов (программ) по реализации проектов по направлению стратегического развития "Образование" путем привлечения экспертов, рекомендованных Федеральным проектным офисом.
16. Формирование плана проекта (программы) предусматривает:
а) подготовку проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых в рамках проекта (программы);
б) мероприятия, предусматривающие осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе в связи с определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) товаров, работ, услуг, которые подлежат обязательному согласованию:
- в части обоснования объемов ассигнований на соответствующие товары, работы, услуги, а также в части сроков проведения соответствующих процедур - с Департаментом управления программами и конкурсных процедур Министерства;
- в части наличия соответствующих ассигнований федерального бюджета в лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству, - с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства;
в) план финансового обеспечения проекта (программы), который подлежит обязательному согласованию с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства;
г) план управления проектом (программой) подлежит обязательному согласованию с проектным офисом.
17. Внесение изменений в планы проектов (программ) осуществляется с учетом положений, предусмотренных пунктами 15-17 Положения.
Реализация проектов (программ)
18. Реализация проектов (программ) осуществляется в соответствии с пунктами 34-41 Положения о проектной деятельности Правительства.
19. С целью организационно-технического обеспечения реализации проектов (программ) в Министерстве по предложению руководителей проектов (программ) Министром образования и науки Российской Федерации или заместителем Министра, ответственным за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование", для выполнения функций в соответствии с пунктом 30 функциональной структуры системы управления проектной деятельностью в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. N 1050 (далее - Функциональная структура проектной деятельности), определяются администраторы соответствующих проектов (программ).
Администраторами проектов (программ) могут быть структурные подразделения Министерства, подведомственные Министерству организации и (или) участники проекта (программы).
20. Решения об определении администраторов проектов (программ) могут приниматься заместителем Министра, ответственным за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование", в случае, если такие решения не предполагают:
- изменения организационной структуры Министерства и (или) существенного изменения нагрузки на структурные подразделения Министерства, на которые возлагаются соответствующие функции;
- сокращения функций подведомственных Министерству организаций в связи с необходимостью выполнения функций администраторов проектов (программ).
21. Финансовое обеспечение деятельности администраторов проектов (программ) осуществляется в пределах доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств на реализацию проектов (программ) или по решению Министра образования и науки Российской Федерации о приоритезации расходования доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств за пределами средств на реализацию проектов (программ).
22. Решение о приоритезации расходования доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств за пределами средств на реализацию проектов (программ) принимается Министром образования и науки Российской Федерации на основании предложений руководителя проекта (программы), согласованных с заместителем Министра образования и науки Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей), при наличии заключения Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Министерства.
23. Проектный офис с учетом подпункта "б" пункта 6 Функциональной структуры проектной деятельности помимо функций, указанных в пунктах 13 и 19 Положения, выполняет функции координации деятельности администраторов проектов (программ) и организационно-технического обеспечения деятельности заместителя Министра, ответственного за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование".
IV. Мониторинг реализации проектов (программ)
24. Мониторинг реализации проектов (программ) организуется проектным офисом в соответствии с пунктами 45-48 Положения о проектной деятельности Правительства и включает:
- ежемесячные отчеты о реализации проектов (программ) в соответствии с пунктом 49 Положения о проектной деятельности Правительства;
- ежегодные отчеты о ходе реализации проектов (программ) в соответствии с пунктом 55 Положения о проектной деятельности Правительства;
- итоговые отчеты о реализации проектов (программ) в соответствии с пунктами 43-44 Положения о проектной деятельности Правительства.
25. Организация мониторинга реализации проектов (программ) в Министерстве осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по мониторингу проектов (программ), разрабатываемыми Федеральным проектным офисом в соответствии с пунктом 12 Плана проектной деятельности Правительства (далее - методические рекомендации по мониторингу проектов (программ).
26. Регламент мониторинга проектов (программ) в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Ведомственный регламент мониторинга проектов (программ) разрабатывается проектным офисом в течение 20 календарных дней со дня поступления в Министерство методических рекомендаций по мониторингу проектов (программ), согласовывается с Департаментом управления делами Министерства, Департаментом государственной службы и кадров Министерства и утверждается заместителем Министра, ответственным за организацию в Министерстве проектной деятельности в рамках направления стратегического развития Российской Федерации "Образование".
27. Ведомственный регламент мониторинга проектов (программ) содержит следующие положения:
а) формы и сроки представления сведений о реализации положений паспортов, сводных планов, рабочих планов проектов (программ) (далее - сведения о реализации проектов);
б) перечень ответственных исполнителей за представление сведений о реализации проектов;
в) ответственность за представление недостоверных сведений о реализации проектов (программ), а также несвоевременное представление сведений о реализации проектов (программ).
V. Иные вопросы ведения проектной деятельности в Министерстве
28. С целью снижения административной нагрузки с момента ввода в эксплуатацию автоматизированной системы проектной деятельности мониторинг реализации проектов (программ) осуществляется с использованием инструментария соответствующей системы. В случае необходимости проектный офис при участии Департамента управления программами и конкурсных процедур Министерства вносит изменения в Ведомственный регламент мониторинга проектов (программ).
29. Развертывание автоматизированной информационной системы проектной деятельности в целях управления проектами (программами) и осуществления взаимодействия между участниками проекта (программы) осуществляется Департаментом управления программами и конкурсных процедур Министерства.
Департамент управления программами и конкурсных процедур Министерства осуществляет подготовку регламентов по использованию в Министерстве ведомственного сегмента автоматизированной информационной системы проектной деятельности.
Финансовое обеспечение соответствующей деятельности осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству.
30. Внесение изменений в связи с реализацией проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации, ответственным исполнителем по которым является Министерство, планы их реализации, детальные планы-графики осуществляется Департаментом стратегии, анализа и прогноза Министерства с учетом утвержденных паспортов проектов (программ), одобренных проектным комитетом планов проектов (программ) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими разработку и реализацию государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2016 г. N 1452 "Об утверждении положения об организации проектной деятельности в Министерстве образования и науки Российской Федерации"
Текст приказа опубликован в журнале "Вестник образования России", январь 2017 г., N 1