Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 56083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции", внесенный Президентом Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 12 января 2017 г. N 12/7)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 10 января 2017 года (протокол N 20, пункт 44) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 56083-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции".
По данному законопроекту в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
1. Законопроектом предлагается ввести прямую обязанность для глав муниципальных образований и глав местных администраций соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, регламентированные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
В силу отсутствия в некоторых муниципальных образованиях юридических служб, особенно в сельских поселениях, в некоторых случаях должностные лица местного самоуправления и (или) выборные должностные лица местного самоуправления могут неоднозначно трактовать возложенные на них специальным законодательством ограничения и обязанности. Указание в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" точного наименования Федеральных законов, нарушение норм которых является коррупционным правонарушением, в значительной степени позволит предотвратить возникновение подобных ситуаций.
2. Законопроектом предлагается разрешить лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, участвовать в управлении некоммерческой организацией. Указанные лица смогут на безвозмездной основе входить в органы управления общественных организаций, в том числе и политических партий, но государственным и муниципальным служащим при этом необходимо получить разрешение от представителя нанимателя. Изменение подхода к праву определенной категории лиц на участие в общественных организациях, предоставление им права заниматься деятельностью по защите общественных интересов и достижению общих уставных целей, по мнению Комитета, будет способствовать более полной реализации прав и законных интересов граждан.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с абзацем 3 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" высшим руководящим органом общественной организации является общее собрание или съезд (конференция). Полагаем целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть возможность участия указанных лиц не только в общих собраниях, но и в съездах (конференциях), выполняющих функцию высших руководящих органов общественной организации.
3. До настоящего времени в федеральном законодательстве не определен срок и порядок предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супругов и несовершеннолетних детей. Данный вопрос регулируется на уровне субъекта Российской Федерации и (или) муниципальном уровне.
Законопроектом предлагается установить, что порядок предоставления депутатами, членами выборных органов местного самоуправления, выборными должностными лицами местного самоуправления указанных сведений устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Кроме того, устанавливается, что данные сведения будут представляться высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Проверка достоверности и полноты представленных сведений будет проводиться по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке.
Полагаем, что подобная унификация на федеральном уровне позволит выработать единообразные подходы к порядку представления сведений и их проверки в масштабах страны, и таким образом значительно упростит процедуру их подачи и проверки.
4. Представляется логичным закрепление нормы об обязательном размещении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающие муниципальные должности, на официальных сайтах органов местного самоуправления и их опубликования средствами массовой информации.
Подобная норма уже предусмотрена в отношении размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами и должностными лицами субъектов Российской Федерации, государственными и муниципальными служащими, а также отвечает одному из основных принципов противодействия коррупции - публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
5. Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и уточнить статус членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса.
В настоящий момент вопрос об отнесении члена избирательной комиссии, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, к лицам, замещающим государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, решается в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
В соответствии с предлагаемым изменением к членам избирательных комиссий, замещающим соответственно государственные должности субъекта Российской Федерации и замещающим муниципальные должности, будут относить лишь тех, кто работает в избирательных комиссиях, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, на постоянной (штатной) основе.
Для таких лиц будет предусмотрен определенный круг запретов, ограничений и обязанностей. В том числе, указанные лица будут обязаны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Комитет отмечает, что в случае принятия представленной редакции нормы необходимо внесение корреспондирующих изменений в абзац 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержащий основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе и определяющий понятие "лицо, замещающее муниципальную должность".
Проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции предполагает единство требований и ограничений и относится к основным направлениям деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции.
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.