Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1094401-6 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации"
(об установлении предельных уровней заработной платы должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и сотрудников государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1094401-6 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенным депутатом О.Н. Епифановой, а также В.Г. Швецовым, О.Л. Михеевым в период исполнения полномочий депутатов Государственной Думы, предлагается установить предельные уровни заработной платы должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, и сотрудников государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50% акций (долей) в уставном капитале, которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Как указано в пояснительной записке, "законопроект направлен на устранение дифференцированного подхода при оплате труда руководителей и работников организаций".
При этом в качестве величины, в процентном соотношении с которой предполагается определять предельный размер заработной платы указанных в законопроекте лиц, в том числе с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, предлагается использовать предельный уровень заработной платы Президента Российской Федерации.
В частности, законопроектом предусмотрены предельные уровни заработной платы:
для Председателя Правительства Российской Федерации - 90%;
для министров, руководителя аппарата Президента Российской Федерации, руководителя аппарата Правительства Российской Федерации, глав органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 80%;
для руководителей государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или в муниципальной собственности - 70%;
для руководителей отдельных системообразующих организаций России, перечень которых утверждается Государственной Думой по представлению Правительства Российской Федерации - 80%.
В то же время, включение в Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) положений о заработной плате лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, противоречит действующему законодательству, поскольку указанные лица получают не заработную плату, а денежное вознаграждение и его размер устанавливается Указами Президента Российской Федерации. Государственные гражданские служащие, в свою очередь, получают денежное содержание, размер которого определяется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и соответствующими Указами Президента Российской Федерации.
Кроме того, законопроект не учитывает последние изменения, внесенные в статью 145 ТК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Указанный Федеральный закон расширил перечень организаций, для которых определяется предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников. В него, в частности, включены государственные и муниципальные учреждения, государственные и унитарные предприятия, государственные внебюджетные фонды и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
При этом предусмотрено, что предельный уровень соотношения заработной платы в указанных организациях устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Нормы проектируемой редакции статьи 145 ТК РФ содержат ряд понятий, которые в ТК РФ не используются, а законопроектом их содержание не раскрывается (например, термин "системообразующие организации"), что вносит неопределенность в проектируемые нормы, влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение. Эти и другие замечания юридического характера подробно изложены в заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнения органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не поддерживает представленный законопроект.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, проект федерального закона поддержала.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1094401-6 "О внесении изменений в статью 145 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.