Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральный закон от 10.01.2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 19-ФЗ), Федеральный закон от 22.02.2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - (Федеральный закон N 20-ФЗ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которыми предполагается изменить порядок составления списков избирателей, участников референдума, произвести корректировки порядка голосования избирателей на избирательном участке и вне помещения, а также усилить административную ответственность и установить новые составы административных правонарушений, посягающих на реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается проведение процедуры голосования вне помещения для голосования одним членом участковой комиссии с правом решающего голоса с обязательным присутствием членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей в составе не менее двух лиц. Возможность проведения голосования вне помещения для голосования двумя членами участковой комиссии с правом решающего голоса предусматривается лишь в случае отсутствия указанных лиц на избирательном участке либо наличия их письменного отказа от участия в проведении голосования вне помещения для голосования. При этом проектируемыми нормами не предусматриваются основания для отказа указанных лиц от делегируемой им обязанности, что создает возможность произвольного толкования этих норм и злоупотреблений участниками избирательных процедур предоставленными им правами.
В то же время статьей 66 (пункты 9 и 14) Федерального закона N 67-ФЗ, статьей 71 (пункты 8 и 13) Федерального закона N 19-ФЗ, статьей 83 Федерального закона N 20-ФЗ уже предусмотрено право членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей присутствовать при процедуре проведения голосования вне помещения для голосования, которую в обязательном порядке проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, имеющие при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней).
При этом в список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. Предусмотрено также, что в случае если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
Таким образом, установленная действующим законодательством о выборах и референдумах процедура проведения голосования вне помещения для голосования подробно регламентирована, обеспечивает законность и прозрачность избирательных процедур и гарантирует членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателям реализацию предоставленных им прав.
Другой новацией законопроекта предлагается изменить унифицированный принцип формирования списков избирателей, заменив его исключительно адресным принципом составления списков избирателей на всех уровнях выборов.
Согласно пункту 11 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах, в котором сведения о них располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателям, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума. Согласно пункту 15 названной статьи участковая комиссия за 10 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума и устранении любой ошибки или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума (пункт 16 статьи 17).
По мнению Комитета, изменение принципов формирования списков избирателей в предложенной автором законопроекта редакции не учитывает всего многообразия форм проживания граждан на всей территории Российской Федерации, к примеру, в тех сельских поселениях, где номер улицы, дома, квартиры определить не представляется возможным, следовательно, не предусматривает наиболее удобной формы включения сведений об избирателях в списки избирателей и не обеспечивает гарантии реализации конституционного права граждан на участие в выборах, референдуме.
Проектируемые законопроектом нормы об обязательном внесении в паспорт избирателя отметок о факте выдачи избирательного бюллетеня для голосования и обязанности члена участковой избирательной комиссии удостовериться в отсутствии такой отметки в паспорте избирателя перед выдачей бюллетеня лишают права на получение бюллетеня и права на участие в голосовании тех граждан Российской Федерации, которые согласно пункту 5 статьи 64 Федерального закона N 67-ФЗ для получения бюллетеня на избирательном участке предъявят документ, заменяющий паспорт гражданина Российской Федерации. Кроме того, согласно пункту 6 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. N 828, паспорт гражданина Российской Федерации, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные указанным Положением, является недействительным, в связи с чем реализация данного предложения повлечет замену паспортов граждан Российской Федерации, участвовавших в голосовании по предъявлении паспорта.
Предлагаемое автором законопроекта ужесточение мер административной ответственности по статьям 5.6, 5.22, 5.24, 5.25, 5.58 КоАП РФ не представляется достаточно обоснованным и соответствующим принципу соразмерности административного наказания совершенным административным правонарушениям. Предложенные в статье 4 законопроекта нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение председателем или членом избирательной комиссии установленных законом порядка составления списков избирателей, порядка голосования на избирательном участке или порядка проведения голосования вне помещения, будут конкурировать с нормами статей 141 и 141.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающими уголовную ответственность за совершение преступлений, связанных с воспрепятствованием осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификацией избирательных документов, а также вступать в противоречие с иными нормами, предусмотренными главой 5 КоАП РФ, регулирующей административную ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан. Законопроектом не предусматривается внесение изменений в главу 23 и статью 28.3 КоАП РФ в целях решения вопроса о том, к компетенции какого органа, должностного лица будет относиться обязанность составления протоколов об указанных административных правонарушениях, а также рассмотрение этой категории дел.
На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству полагает, что реализация предлагаемых законопроектом норм приведет к нарушению принципа определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы и создаст предпосылки к необоснованному ограничению конституционного права граждан на участие в выборах и референдуме, установленного статьей 32 Конституции Российской Федерации.
На основании выше изложенного Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству предлагает рассматриваемый законопроект отклонить.
Утверждено на заседании Комитета 12 января 2017 г.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.