Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 15 декабря 2016 г. N 16/2
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1064492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"
(в части ограничения перечня лиц, которым микрофинансовая организация имеет право выдавать займы)
внесен Законодательным Собранием Челябинской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1064492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Рассматриваемый законопроект устанавливает запрет на предоставление микрофинансовыми организациями микрозаймов и потребительских кредитов (займов) физическим лицам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" микрофинансовую деятельность вправе осуществлять не только микрофинансовые организации, но и кредитные организации, кредитные кооперативы, ломбарды и другие юридические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление запрета на предоставление микрозаймов и потребительских кредитов (займов) физическим лицам лишь для микрофинансовых организаций создаст для профессиональных кредиторов, работающих в этом сегменте, неравные конкурентные условия.
Кроме того, заявленная авторами законопроекта цель - предоставление дополнительной защиты граждан с низким уровнем дохода от кредитных обязательств, которые они не смогут выполнить, и от последствий их нарушения - в действующем законодательстве достигается иным путем.
В законодательство о деятельности микрофинансовых организаций в последнее время внесен целый ряд изменений, направленных на повышение уровня защиты прав потребителей финансовых услуг.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" предусмотрены дополнительные гарантии защиты для заемщиков. После возникновения просрочки исполнения обязательств по договору потребительского займа со сроком не более одного года проценты могут начисляться только на непогашенную часть суммы основного долга и только до достижения общей суммы подлежащих уплате процентов размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа. После достижения этого значения начисление процентов не допускается. Штрафы микрофинансовая организация вправе начислять только на непогашенную заемщиком часть суммы основного долга. Названные ограничения микрофинансовая организация обязана указывать на первой странице всех договоров потребительского займа, срок возврата денежных средств по которым не превышает один год, перед таблицей, содержащей индивидуальные условия договора.
Кроем того стоит учитывать, что микрофинансовые организации обеспечивают доступность кредитования населения на всей территории Российской Федерации, в частности в удаленных и сельских регионах, где отмечается недостаточная обеспеченность банковскими, в том числе кредитными продуктами. Таким образом, проектируемые нормы могут существенно ограничить доступ заемщика - физического лица к кредитным ресурсам.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1064492-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.