Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 526013-6 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному депутатами Государственной Думы М.Ю. Авдеевым, Б.К. Балашовым, А.Ю. Русских, А.С. Сикорским, Б.В. Агаевым, З.А. Александровым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив указанный проект федерального закона (далее - законопроект), Правовое управление сообщает следующее.
В проектируемой законопроектом (подпункт "б" пункта 1 статьи 1) новой части 6.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) после слова "лицом" предлагается дополнить словами ", осуществляющим строительство,".
Положения проектируемой части 7.1 статьи 54 Кодекса (подпункт "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта), устанавливающей, что орган государственного строительного надзора проводит проверку поступившей информации о нарушениях при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, при строительстве, реконструкции которого осуществление государственного строительного надзора не предусмотрено, требований градостроительного регламента, технических регламентов, проектной документации необходимо соотнести с положениями части 1 указанной статьи, которой установлен объектный состав государственного строительного надзора, так как фактически при проверке соответствующей информации будет осуществляться государственный строительный надзор. При этом обращаем внимание, что проверка соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции работ требованиям градостроительных регламентов предметом государственного строительного надзора не является (см. часть 2 статьи 54 Кодекса).
В пункте 5 статьи 1 законопроекта статья 55.15 Кодекса дополняется новой частью 3.1, согласно которой приостановление действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ допускается в случае несоответствия выполняемых членом саморегулируемой организации работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации. В этой связи обращаем внимание, что в части технических регламентов данное положение дублирует норму части 3 указанной статьи (не затрагиваемой законопроектом изменениями), которой установлено, что несоблюдение членом саморегулируемой организации требований технических регламентов является основанием для приостановления действия свидетельства о допуске в отношении определенного вида или видов работ.
В предлагаемых законопроектом (подпункт "а" пункта 6 статьи 1) изменениях в часть 2 статьи 55.18 Кодекса слова "об основании исключения из членов саморегулируемой организации" предлагается заменить словами "об основании прекращения членства в саморегулируемой организации", поскольку "прекращение членства в саморегулируемой организации" является более широким понятием и включает в себя, в частности, исключение из членов саморегулируемой организации как одно из оснований прекращения членства в ней.
В отношении предлагаемых законопроектом (подпункт "а" пункта 1 статьи 2) изменений в абзац первый части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) следует иметь в виду, что согласно пункту 5 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 802, для проведения работ по консервации объекта разрабатывается техническая документация. Такой вид документации не указан в части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Предлагаемое в абзаце втором части 4 статьи 9.5 КоАП РФ (подпункт "а" пункта 2 статьи 2 законопроекта) увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, до ста тысяч рублей, то есть с превышением максимально допустимого размера, установленного в части 1 статьи 3.5 КоАП РФ, требует внесения соответствующего изменения в эту часть статьи 3.5 КоАП РФ.
Кроме того, на наш взгляд, следует уточнить предлагаемое повышение административного штрафа за правонарушение, предусмотренное в части 4 указанной статьи, с точки зрения соразмерности ответственности за данное правонарушение и за другие правонарушения, предусмотренные в частях, в том числе, данной статьи.
В связи с дополнением абзаца второго части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ (пункт 3 статьи 2 законопроекта) таким наказанием как административное приостановление деятельности, которое налагается только судьей (часть 1 статьи 3.12 КоАП РФ), часть 1 данной статьи должна быть указана в части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.
Предлагаемые в законопроекте изменения в части разделения компетенции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 9.5.1 КоАП РФ между органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора (статья 23.56 КоАП РФ) и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (статья 23.69 КоАП РФ), на наш взгляд, нуждаются в уточнении с учетом того, что согласно части 2 статьи 47 Кодекса различные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться как индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенным видам работ, так и любыми физическими или юридическими лицами.
Исполняющий обязанности |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.