Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 766058-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(об условиях первоочередного включения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список на обеспечение жилыми помещениями),
внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 766058-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края.
Проектом предлагается внести изменения в пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В частности, предлагается предусмотреть, что в первоочередном порядке в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются те граждане, которые рождены, выявлены или воспитывались на территории субъекта Российской Федерации, где предоставляется им жилье.
В этой связи, необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Иными словами, дополнительные социальные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от их происхождения и выбранного места жительства.
При этом, указанное право органично соотносится с конституционным правом каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (пункт 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, по мнению Комитета, предлагаемые проектом изменения вступают в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации.
В отношении вопроса об установлении очередности внутри указанных списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо отметить следующее.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2014 года N 86-КГПР14-7 указано, что статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ или иные его статьи не устанавливают какой-либо очередности внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления таких жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации такого списка означает констатацию уполномоченным на то органом публичной власти наличия предусмотренных федеральным законодательством оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, представляется, что установление какой-либо очередности в реализации рассматриваемого права вступит в противоречие также с концепцией и принципами социальной защиты Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Полагаем, что в целом установление в данной сфере правового регулирования дискриминационных правил, ставящих реализацию права гражданина в зависимость от его места рождения или жительства, происхождения, выявления или воспитания, является недопустимым.
По мнению Комитета, все категории граждан, в интересах социальной защиты которых был разработан и принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, имеют равные права на такую социальную защиту.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.