Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.034-2013
"Рекомендации по технологии очистки, уборки и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления"
(принят и введен в действие распоряжением Федерального дорожного агентства от 15 августа 2013 г. N 1177-р)
1. Разработан: ЗАО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры", г. Санкт-Петербург (к.т.н. В.П. Радов, к.т.н. В.И. Викулин, А.С. Бадалов, О.В. Богданов).
2. Внесен: Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации
3. Принят и введен в действие распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации от 15.08.2013 N 1177-р.
4. Разработан впервые
5. Имеет рекомендательный характер.
Настоящий отраслевой методический документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Росавтодора.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ устанавливает рекомендации по технологии очистки, уборки и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления.
1.2 Отраслевой дорожный методический документ предназначен для использования при содержании автомобильных дорог общего пользования и может быть рекомендован к использованию при содержании дорог не общего пользования, в том числе эксплуатируемых на платной основе.
1.3 Применение отраслевого дорожного методического документа позволит повысить уровень механизации и использования новых (инновационных технологий), оптимизировать парк машин, увеличить производительность труда, повысить качество и эффективность содержания автомобильных дорог.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующий документ:
ГОСТ Р 52399-2005 "Геометрические элементы автомобильных дорог".
Примечание - При пользовании настоящим ОДМ следует проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты" и по соответствующим информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящими рекомендациями следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом.
3 Термины и определения
В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:
1 автомобильная дорога: Объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
2 группа элементов автомобильной дороги: Совокупность элементов автомобильной дороги, сгруппированных с учетом их функционального назначения и конструктивных особенностей.
3 дефекты содержания автомобильной дороги: Дефекты, повреждения, недостатки, отклонения от нормативных требований на автомобильной дороге, возникающие под воздействием автомобильного движения, хозяйственной деятельности человека, природно-климатических факторов, при выполнении работ по содержанию дорог, которые могут и должны устраняться методами и технологиями содержания дорог.
4 искусственные дорожные сооружения: Сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
5 мойка автомобильной дороги: Работа по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая в себя совокупность технологических процессов (операций) по удалению дефекта (смета) путем его смыва с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги под воздействием струи воды (моющих средств).
6 операционный контроль: Контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции.
7 очистка автомобильной дороги: Работа по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги, включающая в себя совокупность технологических процессов (операций) по механическому удалению дефекта (пыли, грязи) (с увлажнением или без такового) или его нейтрализации с использованием химических реагентов (с преодолением определенных сил сцепления) с поверхности конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожных сооружений, входящих в ее состав.
8 посторонние предметы на проезжей части: Предметы на проезжей части, которые не отнесены к смету: щебень, крупногабаритные предметы и крупный мусор.
9 смет на проезжей части: Тонкодисперсные частицы (пыль, сажа), растворная часть разрушающегося бетона, частицы разрушенного и отслоившегося герметика из температурных швов, отдельные куски отслоившегося и отколовшегося на кромках швов и трещинах асфальтобетона и цемента бетона, метизы и стальной ворс от щеток подметально-уборочных машин, грязь, мелкий мусор, листья от деревьев.
10 снегоочистка: Комплекс технологических операций по удалению снега с поверхности конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе.
11 содержание автомобильной дороги: Комплекс работ (услуг) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
12 содержание автомобильной дороги зимнее: Комплекс мероприятий по обеспечению бесперебойного движения на автомобильной дороге в зимнее время, включающий: защиту автомобильной дороги от снежных отложений, заносов и лавин, очистка от снега, предупреждение образования и ликвидация зимней скользкости и наледей.
13 содержание элементов обустройства дорог: Комплекс технологических операций по уходу за элементами обустройства автомобильной дороги в целях сохранения их в исправном состоянии и чистоте. Включает: очистку, промывку, содержание в сохранности, устранение мелких неисправностей дорожных знаков, ограждений, указателей и других элементов обустройства.
14 технологическая карта: Текстовой и графический документ, который определяет технологический процесс выполнения отдельного вида работ, на конкретном объекте с учетом его особенностей, и разработан для конкретного производителя работ.
15 технологическая операция: Законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.
16 технологический процесс содержания: Совокупность взаимосвязанных в пространстве и времени целенаправленных действий по изменению эксплуатационного состояния конструктивного элемента автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, реализуемых в ходе выполнения работ (оказания услуг) по их содержанию.
17 уборка автомобильной дороги: Работа по содержанию конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения в ее составе, включающая в себя совокупность технологических процессов (операций), не связанных с преодолением сил сцепления, по перемещению с их поверхности дефекта (смета и посторонних предметов), с его возможной последующей транспортировкой за пределы полосы отвода автомобильной дороги.
18 шуга (ледяная каша): Рыхлые скопления твёрдой фазы агрегатного состояния вещества снежно-ледяных отложений (с включениями противогололедных материалов или без них) в его жидкой фазе состояния (воде) в виде кашеобразной массы.
19 элемент автомобильной дороги: Отдельно выделенная конструктивная часть в составе автомобильной дороги, предназначенная для выполнения определенной функции.
20 элементы обустройства автомобильных дорог: Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
4 Методологические основы определения технологических операций при очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе
4.1 Общие требования и рекомендации по определению технологии работ и технологических операций
4.1.1 Определение технологии выполнения работ и состава технологических операций по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе должно осуществляться с учетом:
- функционального назначения и взаимосвязи конструктивных элементов, условий их использования;
- объемно-планировочной конфигурации, геометрических параметров, типа и структуры материала поверхности конструктивных элементов и ее пространственной ориентации (вертикальной, горизонтальной или наклонной), условий сопряжения конструктивных элементов;
- требований, предъявляемых к уровню эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, в том числе устанавливаемых в соответствии с требованиями технических регламентов по безопасности зданий и сооружений и с учетом требований к эксплуатационному состоянию и содержанию конструктивных элементов и их поверхности [1], закрепленных в проектах содержания и/или контрактах на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе;
- экологических требований к содержанию конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе (экологические требования к содержанию конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений устанавливаются с учетом требований нормативных документов [3], [4], [5] и/или требований, закрепленных в проектах содержания и/или контрактах на выполнение работ (услуг) по содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе);
- дефектов эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов и их поверхности, обуславливающих необходимость выполнения работ по их очистке, уборке, мойке;
- факторов, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ по очистке уборке и мойке конструктивных элементов;
- требований к механизации, безопасности и эффективности производства работ;
- технических особенностей машин и технологического оборудования, предназначенных для выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений в их составе, которые учитывают при определении технических ресурсов для выполнения технологических процессов [6]).
4.1.2 Функциональное назначение, условия использования конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе обуславливают требования к их транспортно-эксплуатационному состоянию, в том числе к эксплуатационному состоянию их поверхности, меняющемуся под воздействием транспортных средств, окружающей среды и человека.
Функциональное назначение и особенности использования конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе следует учитывать при определении границ зоны производства работ и сроков их выполнения.
4.1.3 Объемно-планировочная конфигурация, геометрические параметры, тип и структура материала поверхности конструктивных элементов и ее пространственная ориентация, условия сопряжения конструктивных элементов предопределяют требования к конфигурации, техническим параметрам, условиям воздействия на поверхность конструктивного элемента рабочих органов технологического оборудования и к технологическим материалам, используемым при очистке, уборке и мойке.
К особенностям объемно-планировочной конфигурации и параметрам основных элементов автомобильной дороги, условий их сопряжения в границах продольного и поперечного профиля, оказывающих влияние на выбор технологии работ следует отнести:
геометрические характеристики основных элементов плана и продольного профиля трассы дороги, элементов поперечного профиля земляного полотна в границах полосы отвода;
тип, структура поверхности и условия сопряжения конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе.
4.1.4 Требования, предъявляемые к эксплуатационному состоянию и уровню содержания конструктивных элементов и их поверхности, позволяют вскрыть дефекты эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, установить необходимость и нормативные сроки выполнения работ по их очистке, уборке и мойке.
4.1.5 Экологические требования к содержанию конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе предопределяют необходимость, периодичность и экологическую безопасность технологии работ и технологических операций по их очистке, уборке и мойке.
4.1.6 К факторам, оказывающим влияние на сроки и границы производства работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов относят: метеорологические факторы; эксплуатационные требования; интенсивность и состав дорожного движения; необходимость и возможные условия ограничения движения транспортных средств при производстве работ; требуемые условия обеспечения техники безопасности при производстве работ, устанавливаемые в соответствии с требованиями нормативных документов [7], [8] и закрепляемые в проектах содержания.
4.1.7 Данные о дефектах эксплуатационного состояния и содержания конструктивных элементов, факторах, оказывающих влияние на сроки и границы производства работ, совместно с данными, отражающими технические и функциональные особенности конструктивного элемента, а также требования к механизации, безопасности и эффективности производства работ, являются основой при определении технологии, состава технологических операций, технических особенностей машин, технологического оборудования, требуемых ресурсов.
4.1.8 Блок-схема алгоритма по определению технологии и состава технологических операций по устранению дефекта содержания, требующего выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений в ее составе, представлена на рисунке 1.
4.1.9 Алгоритм определения технологии и состава технологических операций по устранению дефекта содержания, требующего выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений в ее составе включает:
- визуальный осмотр (оценку) конструктивного элемента на предмет определения соответствия его транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям;
- фиксацию несоответствий транспортно-эксплуатационных показателей конструктивного элемента нормативным требованиям и дефектов содержания, обуславливающих необходимость выполнения работ по их очистке, уборке и мойке;
- определение требований и ограничений по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия и способ производства работ;
- определение способа воздействия на дефект конструктивного элемента;
- выбор способа выполнения работ (технологических процессов), с учетом требований к уровню механизации;
- установление типа технологических процессов по устранению дефекта содержания конструктивного элемента;
- определение требуемых технических характеристик машин и оборудования, необходимых для выполнения работ по устранению содержания конструктивного элемента;
- определение требуемых ресурсов для устранения дефекта содержания конструктивного элемента;
- определение степени завершенности технологического процесса по устранению дефекта в границах данного элемента или необходимости его трансформации, перемещения и ликвидации в границах смежных с ним конструктивных элементов.
4.1.10 При визуальном осмотре (оценке) конструктивного элемента автомобильной дороги на предмет определения соответствия его транспортно-эксплуатационных показателей установленным требованиям фиксируется факт наличия несоответствия эксплуатационного состояния элемента.
4.1.11 Характерные дефекты содержания, требующие выполнения работ по их очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог, представлены в Приложении А.
4.1.12 При определении требований и ограничений по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия и способ производства работ устанавливают:
- необходимость полной ликвидации дефекта, расположенного на данном конструктивном элементе, без его переноса (в первоначальном или трансформированном виде) на смежные элементы;
- допустимые границы зоны производства работ;
- требования по обеспечению безопасности дорожного движения в зоне производства работ;
- требования к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности производства работ;
- требования к охране труда и технике безопасности при производстве работ;
- требуемые сроки выполнения работ.
4.1.13 При определении способа воздействия на дефект конструктивного элемента должны учитываться характеристики дефектов, указанные в Приложении А, требования и ограничения по ликвидации дефектов содержания.
4.1.14 Выбор способа выполнения работ осуществляют с учетом:
- типа и структуры материала поверхности конструктивных элементов их конфигурации, пространственной ориентации и геометрических параметров;
- вида и характеристик дефекта содержания, обуславливающего необходимость выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог;
- требований и ограничений по ликвидации дефекта содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия выполнения работ.
4.1.15 При определении типа технологических процессов по устранению дефекта содержания учитывают:
- характеристики дефектов, требования и ограничения по ликвидации дефектов содержания;
- возможные способы воздействия на дефект и способы выполнения работ по его устранению.
4.1.16 При определении требуемых технических характеристик машин и оборудования, необходимых для выполнения работ по устранению дефекта учитывают:
- тип технологических процессов по устранению дефекта содержания;
- характеристики дефектов, требования и ограничения по ликвидации дефектов содержания, оказывающих влияние на сроки, границы, условия выполнения работ.
4.1.17 При определении требуемых ресурсов для устранения дефекта содержания, обуславливающего необходимость выполнения работ по их очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог учитывают:
- тип технологических процессов по устранению дефекта содержания;
- требования к материальным, трудовым и техническим ресурсам, необходимым для ликвидации дефекта.
4.1.18 Потребность устранения дефекта в границах данного элемента или других смежных с ним элементах устанавливают с учетом:
- требований к полной ликвидации дефекта, расположенного на данном конструктивном элементе, без его переноса (в первоначальном или трансформированном виде) на смежные элементы;
- результатов оценки завершенности технологических операций по устранению дефекта содержания конструктивного элемента;
- соответствия достигнутого эксплуатационного состояния конструктивного элемента установленным требованиям.
4.1.19 Работа по устранению дефекта считается выполненной, если потребность устранения дефекта в границах данного элемента или других смежных с ним элементах отсутствует. Если такая потребность существует, то последующее определение технологии работ по устранению дефектов содержания на данном или смежных с ним элементах производится согласно приведенному выше алгоритму.
4.2 Классификация технологий работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе
Работы по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе следует классифицировать по следующим признакам:
4.2.1 По способу воздействия на дефект:
- механический способ воздействия на дефект без увлажнения его поверхности при использовании механизмов и/или ручного инвентаря (компрессорных и/или вакуумных установок (пылесосов), плугов, скребков, щеток, метел, ветоши и т.п.);
- гидромеханический способ воздействия на дефект струей воды (моющих средств) или воздействие на дефект механическими средствами (компрессорных и/или вакуумных установок, плугов, скребков, щеток, метел, ветоши и т.п.) с увлажнением его поверхности водой (моющими жидкостями);
- химический способ воздействия на дефект путем его обработки химическими средствами (реагентами, адсорбентами);
- комплексный способ воздействия на дефект, предусматривающий использование в различном сочетании механического, гидромеханического и химического способов воздействия на дефект.
4.2.2 По способу выполнения работ (технологических процессов), с учетом требований к уровню механизации:
- механизированный процесс, осуществляемый с применением машин и механизмов;
- ручной процесс, осуществляемый вручную;
- комбинированный процесс, предусматривающий использование в различном сочетании механизированного и ручного способа выполнения технологических операций.
4.2.3 По типу технологических процессов по устранению дефектов с учетом:
а) локальной или линейной особенности конструктивного элемента, размещения рабочих мест в зоне производства работ:
- линейно-распределенные (линейное распределение рабочих мест в зоне производства работ);
- локально-сосредоточенные (сосредоточенное расположение рабочих мест в локальной зоне производства работ).
б) состава и последовательности выполнения технологических операций:
- однооперационные процессы, предусматривающие осуществление одной технологической операции по ликвидации дефекта;
- многооперационные единовременные процессы, предусматривающие одновременное выполнение совокупности технологических операций по устранению дефекта;
- многооперационные раздельно-последовательные процессы, при осуществлении которых каждая последующая технологическая операция по ликвидации дефекта производится по окончании предыдущей.
4.2.4 По степени завершенности технологического процесса по устранению дефекта в границах конструктивного элемента:
- завершенный технологический процесс, когда устранение дефекта полностью завершается в границах конструктивного элемента, на котором он обнаружен;
- частично завершенный технологический процесс, когда технологические операции по устранению дефекта в границах конструктивного элемента, на котором он обнаружен, исполнены частично, а окончательное завершение технологического процесса по устранению дефекта предусматривает его трансформацию, перемещение и ликвидацию в границах смежных с ним конструктивных элементов автомобильной дороги и/или дорожного сооружения на ней.
4.2.5 По требуемым ресурсам при выполнении работ:
- трудовые ресурсы (дорожные рабочие), инструменты и ручной инвентарь;
- машины (механизмы) и машинисты (механизаторы);
- машины (механизмы), машинисты (механизаторы) и материалы;
- дорожные рабочие и материалы;
- совокупность выше указанных трудовых, материальных и технических ресурсов.
5 Требования к технологии работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе
Требования к технологии работ и составу технологических операций по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе в весенне-летне-осенний и зимний период устанавливаются с учетом положений, указанных в п. 4 и действующих в отрасли нормативных документов [9], [10], [11], [13], [14], [15] и должны отражаться в технологических картах и проектах содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе.
Возможные варианты реализации алгоритма по определению технологий и составу технологических операций выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений в ее составе в весенне-летне-осенний и зимний периоды, установленные с учетом положений, указанных в п. 4 представлены в Приложении Б.
6 Требования к машинам и оборудованию для выполнения технологических операций по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе
6.1 Общие требования к машинам и оборудованию, их классификация
6.1.1 Современные машины и оборудование, выполняющие технологические операции по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления должны удовлетворять следующим требованиям:
базовые машины, используемые для однотипных операций, должны быть максимально однородны (однотипны) и иметь низкую степень износа;
базовые машины должны обладать высоким уровнем оснащенности сменным оборудованием (иметь не менее 12-14 единиц сменного рабочего оборудования), позволяющим выполнять работы по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог не только раздельно-последовательным, но и единовременно- комплексным методом (т.е производить очистку и уборку нескольких конструктивных элементов автомобильной дороги одновременно);
имеющаяся многофункциональная дорожная техника должна позволять производить работы по очистке, уборке и мойке технических средств организации дорожного движения и элементов оборудования и обустройства в основном механизированным способом с минимизацией доли ручного труда;
специализированное оборудование должно обеспечивать выполнение механизированным способом работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов (включая систему водоотвода) дорожных сооружений, системы водоотвода автомобильных дорог, скашиванию травы и ликвидации нежелательной растительности;
базовые машины должны обладать высоким уровнем единичной мощности и производительности (что даст возможность сократить потребность в дорожной технике);
существующие машины и оборудование должны обеспечивать автоматизацию системы управления основными технологическими операциями;
при эксплуатации используемых машин должно быть обеспечено соблюдение экологических требований;
в труднодоступных местах должны использоваться малые средства механизации, позволяющие максимально избавиться от применения ручного труда при выполнении работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе.
6.1.2 Машины и оборудование, используемые при выполнении работ по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления могут быть классифицированы:
- подметально-уборочные машины;
- машины для поливки и мойки.
6.1.2.1 Подметально-уборочные машины классифицируются:
- По функциональному назначению:
- подметальные;
- подметально-уборочные;
- вакуумно-подметальные;
- вакуумно-уборочные;
- струйные уборочные.
- По типу базовой машины:
- автомобиль;
- самоходное шасси;
- трактор.
- По типу рабочего органа:
- цилиндрическая щетка;
- ленточная щетка;
- коническая щетка;
- вакуумный подборщик;
- газоструйное сопло.
- По способу транспортирования смета:
- прямой заброс в бункер;
- обратный запрос в бункер;
- механический;
- струйно-щеточный;
- щеточно-вакуумный;
- свободный отброс смета;
- струйно-вакуумный.
- По способу разгрузки бункера:
- гравитационный;
- самосвальный;
- боковое и заднее эжектирование;
- сменные контейнеры.
- По способу обеспыливания:
- влажное;
- пневматическое;
- термовлажное.
Подметальные машины отделяют и перемещают смет без его подборки косоустановленной цилиндрической щеткой в сторону от направления движения машины.
Более высокое качество очистки обеспечивают вакуумно-уборочные машины, оснащенные вакуумным подборщиком и пневматической системой транспортирования смета в бункер-накопитель, и вакуумно-подметальные машины, на которых вакуумный подборщик используют в комбинации с подметальными щетками. По качеству очистки вакуумно-подметальные машины имеют преимущество, так как щетки эффективно подают смет в вакуумный подборщик. Однако вакуумно-уборочные машины могут работать на более высоких скоростях с большей производительностью, поскольку скорость их движения не ограничена максимальной скоростью взаимодействия ворса щеток с дорогой.
Рабочими органами подметально-уборочных машин бывают цилиндрические, конические (лотковые) и ленточные щетки. Цилиндрические щетки диаметром окружности вращения до 1 м имеют горизонтальную ось вращения. Конические (лотковые) щетки с расположением ворса по образующей поверхности конуса с углом при вершине примерно 60° и осью вращения, наклоненной под углом 5 - 7° к вертикали, предназначены для направленного отброса смета. Наименее распространены вследствие малой надежности и эффективности ленточные щетки в виде бесконечной цепи с закрепленными на ней щеточными секциями, которые одновременно с отделением смета от дороги транспортируют его в бункер.
На малогабаритных машинах для уборки тротуаров, особенно с навесным и прицепным рабочим оборудованием, используют одноступенчатую систему транспортирования смета в бункер непосредственно ворсом щетки - прямым забросом или когда бункер расположен позади щетки, обратным забросом "через себя". Для этих способов характерна малая вместимость бункера (до 1 ). Кроме того, последний способ требует более высокой окружной скорости щетки и компенсации износа ворса. Наиболее широко используют многоступенчатое механическое транспортирование смета с параллельным оси вращения цилиндрической щетки шнековым подборщиком и цепочно-скребковым транспортером. Недостаток такой системы заключается в ее низкой надежности и большой металлоемкости.
Перспективным является механическое транспортирование смета в бункер промежуточным лопастным метателем. При щеточно-вакуумном (пневматическом) транспортировании вспомогательная цилиндрическая щетка уменьшенного диаметра подает смет в вакуумный подборщик, на машинах может быть также установлен промежуточный транспортер. В струйно-вакуумном подборщике щеточный ворс заменен сдувающими соплами, воздушные потоки которых обеспечивают отрыв загрязнений от дорожного покрытия и перемещение их к всасывающему трубопроводу. Отделение крупного смета в бункере обеспечивается гравитационным способом. Пылеватые частицы задерживаются тканевыми фильтрами с устройствами для их периодической регенерации встряхиванием, вибрацией, обратной продувкой и др. При струйно-вакуумной системе транспортирования через фильтр в атмосферу выбрасывается не более 20 - 25% воздуха, остальная его часть без очистки от пыли подается в сдувающие сопла, частично замыкая систему циркуляции воздуха.
Способы разгрузки подметально-уборочных машин бывают:
- гравитационный, когда смет высыпается из бункера под действием собственного веса при открытии люка или задвижек;
- самосвальный - поворотом бункера или контейнера;
- принудительный - эжектированием вбок или назад с помощью подвижной стенки выталкивателя с механическим или гидравлическим приводом.
При небольшой вместимости бункера (до 2 - 3 ) целесообразна разгрузка смета непосредственно на обслуживаемом участке. Поэтому некоторые машины оборудуют сменными стандартными контейнерами, а также механизмами выгрузки смета в контейнеры или приемный бункер мусоровоза. В качестве дополнительного оборудования подметально-уборочных машин используют выносной вакуумный подборщик для уборки опавших листьев и загрязнений из труднодоступных мест, электромагнитный брус для подбора металлического мусора на дорогах и аэродромах и др.
По способу обеспыливания воздушной среды при подметании различают влажное обеспыливание путем мелкодисперсного разбрызгивания воды под давлением 0,2 - 0,3 МПа через форсунки перед подметальными щетками и пневматическое обеспыливание, совмещенное с вакуумной системой транспортирования смета. Норма расхода воды при влажном обеспыливании 0,02 - 0,025 кг на 1 поверхности дороги; при увеличении расхода происходит прилипание смета к щетке и к дорожному покрытию и резкое снижение качества подметания. Приоритетным при определении технологии является возможность выполнения работ путем термовлажного обеспыливания с подачей водяного пара в зоны интенсивного пылеобразования.
В качестве базовых машин для монтажа подметально-уборочного оборудования применяют маневренные автомобили малой и средней грузоподъемности, самоходные шасси и колесные тракторы.
Выбор технических и функциональных характеристик подметально-уборочной машины, учитываемых при определении технологии выполнения работ включает в себя:
- определение рациональных параметров процесса взаимодействия рабочих органов с дорожным покрытием и нагрузок на оси машины;
- выбор базовой машины;
- расчет систем транспортирования смета, разгрузки его и обеспыливания;
- прочностные расчеты кузова и рабочих органов;
- тягово-динамические расчеты;
- определение баланса мощности и производительности;
- расчеты маневренности, устойчивости, управляемости и др.
6.1.2.2 Машины для поливки и мойки классифицируются:
- По функциональному назначению:
- поливочные;
- поливочно-моечные;
- моечные.
- По типу базовых машин:
- автомобиль;
- автопоезд.
- По мощности насосной установки:
- низкого давления (не более 1 МПа);
- высокого давления (более 1 МПа).
- По типу рабочего оборудования:
- поливочные насадки;
- моечные насадки;
- водяная рампа;
- водяное сопло для мойки дорожных лотков.
- По дополнительному оборудованию (сменному и навесному):
- отвал;
- цилиндрическая щетка;
- водосгонный нож;
- оборудование для поливки зеленых насаждений;
- оборудование для тушения пожаров.
Выбор технических и функциональных характеристик машины для поливки и мойки, учитываемых при определении технологии выполнения работ включает в себя определение рациональных параметров процесса поливки и мойки дорожного покрытия и баланса мощности, расчеты водяной системы и гидрооборудования, цистерны, нагрузок на оси, тягово-динамические, устойчивости и управляемости машины, производительности и др. Главным параметром поливочно-моечной машины является вместимость цистерны.
При определении параметров процесса мойки дорожного покрытия необходимо, задаваясь параметрами насосной установки и водяной системы машины, найти эффективную ширину мойки или решить обратную задачу.
6.1.3 Машины и оборудование, используемые при выполнении работ по снегоочистке и борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях в их составе, элементов обстановки и оформления могут быть разделены на две основные группы: снегоочистительные машины и машины для распределения противогололедных реагентов.
6.1.3.1 Снегоочистительные машины классифицируются:
по принципу работы снегоочистителя:
- плужные;
- роторные;
- плужные снегоочистители классифицируются:
а) по типу рабочего органа:
- одноотвальные;
- двухотвальные.
б) по типу шасси:
- на пневмоколесном ходу;
- на гусеничном ходу.
в) по мощности двигателя автомобиля или по тяговому усилию трактора и тягача:
- легкие (до 75 л.с. или до 3 т);
- средние (до 160 л.с. или до 6т);
- тяжелые (свыше 160 л.с. или свыше 6 т).
- роторные снегоочистители классифицируются:
а) по типу рабочего органа:
- плужно-роторные;
- шнеко-роторные;
- фрезерно-роторные;
- с совмещенным рабочим органом.
б) по типу базовой машины:
- автомобильные;
- тракторные;
- колесный тягач;
- специальное шасси.
в) по производительности:
- легкие (до 200 т/ч),
- средние (до 1000 т/ч);
- тяжелые (свыше 1000 т/ч).
- лаповые снегопогрузчики классифицируются:
а) по типу базовой машины:
- автомобиль;
- специальное шасси.
6.1.3.2 Машины для распределения противогололедных материалов классифицируются:
а) по виду распределяемого реагента:
- жидкий противогололедный реагент;
- твердый противогололедный реагент;
- смоченный противогололедный реагент.
б) по типу базовой машины:
- грузовой автомобиль;
- специальное шасси;
- колесный трактор.
в) по типу распределителя противогололедного реагента:
- лотковый;
- центробежный;
- дисковый (тарельчатый);
- форсунки.
г) по виду распределения противогололедного реагента:
- россыпь реагента из бункера;
- розлив реагента из цистерны.
6.2 Перечень технических и функциональных характеристик машин и оборудования для выполнения технологических операций по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе
6.2.1 Перечень технических и функциональных характеристик машин и оборудования для выполнения технологических операций по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог, тоннелей, пешеходных переходов, мостового полотна, разделительных полос, обочин, водопропускных труб, остановок общественного транспорта, туалетов, стоянок, площадок отдыха и элементов их обустройства, других объектов архитектурно-художественного оформления в весенне-летне-осенний и зимний периоды представлен в Приложении В (таблицы В.1 - В.3).
7 Требования и рекомендации по разработке технологических карт и схем операционного контроля на выполнение работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе
7.1 Технологическая карта на выполнение работ по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог, тоннелей, пешеходных переходов, мостового полотна, разделительных полос, обочин, водопропускных труб, остановок общественного транспорта, туалетов, стоянок, площадок отдыха и элементов их обустройства, других объектов архитектурно-художественного оформления разрабатывается с целью обеспечения Подрядчика (Исполнителя) рациональными решениями по организации и технологии производства работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, отнесенных к объекту содержания, способствующими повышению производительности труда и качества выполняемых работ, снижению их себестоимости при соблюдении в процессе производства работ требований безопасности и охраны окружающей среды.
7.2 Технологические карты или технологические схемы разрабатываются в составе проектов производства работ по содержанию автомобильной дороги и являются составной частью организационно-технологической документации, регламентирующей правила выполнения технологических процессов, выбор средств технологического обеспечения (технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений), машин, механизмов и оборудования, необходимых материально-технических ресурсов, требования к качеству и приемке работ, а также мероприятия по технике безопасности, охране труда и окружающей среды.
7.3 Технологическая карта разрабатывается на технологический процесс одного вида работ, в результате выполнения которого осуществляется полный комплекс работ по очистке, уборке и мойке конструктивного элемента автомобильной дороги и дорожных сооружений, отнесенных к объекту содержания.
7.4 При выполнении типовых и многократно повторяющихся работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, отнесенных к объекту содержания должны разрабатываться типовые технологические карты.
7.5 Типовая технологическая карта разрабатывается на один основной (базовый) вариант производства работ, предусматривающий современные инновационные организационно-технологические решения.
7.6 При разработке технологических карт должны использоваться государственные стандарты, строительные нормы и правила, и другие нормативные документы, отражающие достигнутый технический уровень выполнения работ. Для повышения качества и снижения себестоимости выполнения работ рекомендуется применять в технологических картах прогрессивные, более жесткие, чем в приведенных документах, нормы и правила.
7.7 Технологическая карта должна содержать следующие разделы:
- область применения;
- общие положения;
- организация и технология выполнения работ;
- требования к качеству работ;
- потребность в материально-технических ресурсах;
- техника безопасности и охрана труда;
- технико-экономические показатели.
7.8 В технологических картах рекомендуется отражать принятые решения по:
- выбору технологии (составу и последовательности технологических операций) выполнения работ;
- определению типа и количества дорожных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений;
- номенклатуре и объемах необходимых материально-технических ресурсов;
- требованиям к качеству и приемке работ;
- мероприятиям по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды.
7.9 Состав технологической карты может быть изменен в зависимости от специфики и сложности технологического процесса: сокращен или дополнен новыми разделами. Так, при разработке и описании простого технологического процесса могут отсутствовать разделы "Общие положения" и "Технико-экономические показатели", при разработке и описании сложного технологического процесса раздел "Организация и технология выполнения работ" может быть разбит на два раздела - "Организация работ" и "Технология работ".
7.10 Раздел "Область применения" должен содержать:
- наименование технологического процесса, конструктивного элемента автомобильной дороги или искусственного дорожного сооружения, отнесенного к объекту содержания;
- условия и особенности производства работ, в том числе температурные, влажностные и другие;
- состав работ, режим труда, рекомендации по применению технологической карты.
7.11 Раздел "Общие положения" должен содержать общие требования к выполнению работ.
7.12 Раздел "Организация и технология производства работ" должен включать требования к организации и технологии производства работ в последовательности их выполнения, в том числе:
- наименование технологических операций, их описание и последовательность выполнения с указанием применяемых средств технологического обеспечения (технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений), машин, механизмов, оборудования и исполнителей (специальность, разряд, состав звена);
- схемы организации рабочих мест;
- схемы выполнения технологических операций;
- указания по производству и особенности работ в зимний период времени.
7.13 Раздел "Требования к качеству работ" должен включать требования к качеству производимых работ и порядку контроля их проведения, в том числе:
- входной контроль применяемых материалов, изделий и конструкций;
- операционный контроль технологических процессов.
7.14 Раздел "Потребность в материально-технических ресурсах" должен нести информацию о потребности в ресурсах, необходимых для выполнения технологического процесса.
Раздел должен содержать:
- ведомость потребности в материалах и изделиях, используемых при производстве работ;
- перечень средств технологического обеспечения (технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений), машин, механизмов и оборудования;
- перечень технологической оснастки, инструмента, инвентаря и приспособлений;
- продолжительность выполнения работ;
- затраты труда и машинного времени;
- цикличность производства работ.
7.15 Раздел "Техника безопасности и охрана труда" должен содержать правила, решения и мероприятия, способствующие соблюдению нормативных требований к технике безопасности и охране труда при выполнении данных работ и включать в себя:
- перечень опасных производственных факторов, связанных с технологией и условиями производства работ, и зоны действия опасных производственных факторов;
- решения по охране труда и технике безопасности, принятые для данного технологического процесса, приемы безопасной работы;
- схемы производства работ с указанием опасных зон, устройств и конструкций ограждений, предупреждающих надписей и знаков, способов освещения рабочих мест;
- правила безопасной эксплуатации машин, оборудования и их установки на рабочих местах;
- правила безопасной эксплуатации технологической оснастки и приспособлений.
7.16 Продолжительность выполнения технологических процессов, затрат труда и машинного времени может определяться по данным Подрядчика (Исполнителя) при условии, что эти процессы выполняются постоянным коллективом при соблюдении нормативных требований качества.
При этом машины и оборудование, необходимые для выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильной дороги или дорожного сооружения, отнесенного к объекту содержания, должны выбираться с учетом отечественного и зарубежного опыта выполнения данных работ. Машины и оборудование, указанные в технологической карте, должны обеспечивать соблюдение плановых сроков выполнения работ и нормативные требования к качеству их выполнения.
7.17 Технологические карты и схемы должны разрабатываться Подрядчиком (Исполнителем) для конкретного объекта производства работ, с учетом его характерных особенностей и включать машины и оборудование, фактически имеющееся у Подрядчика (Исполнителя).
7.18 Схемы операционного контроля проведения работ, разрабатываются в составе проектов производства работ по содержанию автомобильной дороги.
8 Требования и рекомендации по оценке и контролю качества выполнения технологических операций и работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и дорожных сооружений в их составе
8.1 Операционный контроль всех основных технологических операций и проводимых работ по очистке, уборке и мойке проезжей части автомобильных дорог, тоннелей, пешеходных переходов, мостового полотна, разделительных полос, обочин, водопропускных труб, остановок общественного транспорта, туалетов, стоянок, площадок отдыха и элементов их обустройства, других объектов архитектурно-художественного оформления должен осуществляться Подрядчиком как в процессе их производства, так и после их завершения, обеспечивая своевременное выявление дефектов и причин их возникновения и принятие мер по их устранению и предупреждению.
8.2 При выполнении технологических операций и работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог подлежат контролю:
- границы зоны производства работ;
- соблюдение установленных нормативных сроков;
- соответствие фактически обеспечиваемых и требуемых геометрических параметров при очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог;
- равномерность распределения воды, моющих жидкостей и противогололедных реагентов при выполнении работ;
- соблюдение установленной нормы распределения воды, моющих жидкостей и противогололедных реагентов при любом фактическом скоростном режиме машин и механизмов, используемых при выполнении работ;
- соблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований к выполнению работ, установленных нормативными документами;
- степень завершенности технологической операции и/или работы.
8.3 Основными методами при выполнении операционного контроля выполнения работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов являются:
- визуальный;
- инструментальный (с использованием различного измерительного оборудования - рулеток, линеек и т.д.).
8.4 Контроль соблюдения установленной нормы распределения воды, моющих жидкостей и противогололедных реагентов при выполнении работ должен осуществляться водителем-оператором непосредственно из кабины комбинированной дорожной машины в автоматическом режиме.
8.5 Операционный контроль выполнения контроля производится руководителем производственного подразделения Подрядчика (Исполнителя) (мастером, прорабом), оснащенным техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля, путем сплошного постоянного визуального осмотра объекта выполнения работ с производством в необходимых случаях замеров и лабораторных испытаний. При этом любое отклонение от установленных требований должно быть своевременно обнаружено и исправлено до начала следующей технологической операции.
8.6 Перечень технологических операций, подлежащих операционному контролю в период проведения работ и по их окончанию, должен быть установлен технологическим регламентом, картой или схемой операционного контроля проведения данных работ, разрабатываемых в составе проектов производства работ по содержанию автомобильной дороги.
8.7 Технологический регламент должен содержать сведения по:
- технологии производства работ;
- правилам и порядку проведения работ или отдельных технологических операций;
- нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений;
- требованиям к качеству и приемке работ;
- требованиям к охране труда и технике безопасности производства работ.
8.8 Схема операционного контроля работ по очистке, уборке и мойке конструктивных элементов автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в их составе должна содержать:
- сведения по требуемым характеристикам качества используемых материалов;
- перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверять производитель работ (мастер) Исполнителя (Подрядчика);
- параметры, контролируемые в ходе операционного контроля;
- указания о способе контроля выполняемого технологического процесса (визуально, инструментально или с использованием автоматизированной системы контроля - название используемых измерительных приборов и инструментов);
- данные о виде, режиме, объеме и сроках контроля;
- дефекты, выявленные в ходе операционного контроля и отраженные в журнале производства работ по содержанию;
- время и дата устранения дефекта;
- подпись контролирующего лица.
8.9 Все результаты операционного контроля должны быть зафиксированы в "Журнале производства работ по содержанию автомобильных дорог". Рекомендуемая Форма "Журнала производства работ по содержанию автомобильных дорог" представлена в таблице Г.1 Приложения Г.
Библиография
[1] "Порядок проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения". Утвержден приказом Минтранса РФ от 08.06.2012 N 163.
[2] ОДМ 218.2.012-2011 "Классификация конструктивных элементов искусственных дорожных сооружений". Утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства Министерства транспорта РФ от 13.09.2011 N 731-р.
[3] ОДН 218.5.016-2002 "Показатели и нормы экологической безопасности автомобильных дорог". Утвержден распоряжением Минтранса России от 25.12.2002 N ИС-1147-р.
[4] ВСН 8-89 "Инструкция по охране природной среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог". Утвержден Минавтодор РСФСР 04 сентября 1989 г.
[5] ОДМД "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах". Утвержден распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 N ОС-548-р.
[6] ОДМ 218.2.018-2012 "Методические рекомендации по определению необходимого парка дорожно-эксплуатационной техники для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог при разработке проектов содержания автомобильных дорог". Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), М., 2012.
[7] ВСН 37-84 "Инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ". Утвержден Минавтодор РСФСР 05.03.1984.
[8] Методические рекомендации "Организация движения и ограждение мест производства дорожных работ". Согласовано письмом Департамента ОБДД МВД РОССИИ 19.02.2009 N 13/6-1029.
[9] ОДМД "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен ВСН 24-88)". Утвержден письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис.
[10] "Методические рекомендации по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах". Утверждены распоряжением Росавтодора от 30.08.99 N 7-р.
[11] ОДМ 218.3.003-2010 "Методические рекомендации по содержанию автодорожных тоннелей". Утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства от 23.09.2011 N 752-р.
[12] ОДМ 218.5.001-2008 "Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега". Утвержден распоряжением Федерального дорожного агентства Росавтодор от 01.02.2008 N 44-р.
[13] "Инструкции по организации и технологии механизированной уборки и санитарной очистки населенных мест". Утверждена Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12.07.1978.
[14] "Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог". Утверждена Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402.
[15] Постановление Правительство Российской Федерации 14.11.2009 N 928 "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения".
[16] Приказ ФДС России от 16.01.1999 N 9 "Об утверждении формы журнала производства работ по содержанию автомобильных дорог".
Руководитель организации-разработчика ЗАО "НИПИ ТРТИ" Генеральный директор |
Мячин В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.3.034-2013 "Рекомендации по технологии очистки, уборки и мойке проезжей части автомобильных дорог и искусственных сооружений в их составе, элементов обстановки и оформления" (рекомендован распоряжением Федерального дорожного агентства от 15 августа 2013 г. N 1177-р)
Текст ОДМ (отраслевой дорожной методики) официально опубликован не был