Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6. Правила соревнований в дисциплине ски-кросс
Соревнования по ски-кроссу проходят на специально подготовленной трассе, длиной около 800 м, состоящей из различных препятствий, бугров, трамплинов, поворотов, зоны выката и торможения.
6.1. Трасса ски-кросса
6.1.1. Общие характеристики склона и трассы
По всей длине склона его уклон может варьироваться в пределах от 12 до 22°, при этом средний уклон должен составлять 15°. Минимальная ширина склона ски-кросса составляет 30 м. В исключительных случаях на коротких участках (длиной не более 50 м) минимальная ширина склона может составить 20 м. Ширина трассы должна составлять не менее 5 м.
6.1.2. Основные параметры трассы ски-кросса
Перепад высот трассы соревнований по ски-кроссу составляет от 130 м до 250 м, средний уклон - 12-22 градуса, общее время прохождения трассы - от 35 до 60 секунд.
Мужчины и женщины могут соревноваться на одной и той же трассе.
Дополнительные требования к трассам при проведении соревнований различного статуса указаны в таблице ниже.
Основные параметры |
Чемпионат и Кубок России, всероссийские соревнования |
Спартакиада, Первенство России среди юниоров и юниорок, юношей и девушек, всероссийские детско-юношеские соревнования |
Длина |
не менее 650 м |
не менее 550 м |
Перепад высот |
не менее 130 м |
не менее 118 м |
6.1.3. Проектирование и строительство
Количество фигур на трассе определяется судьёй-проектировщиком с учетом, что трасса должна быть настолько разнообразной насколько это возможно и целесообразно в условиях конкретного склона. Следует избегать строительства "слепых" фигур, при прохождении которых спортсмен не сможет увидеть место приземления при отрыве. Трасса должна быть спроектирована таким образом, чтобы спортсмены смогли разъехаться друг от друга как можно быстрее после старта (например, включать 3-5 волн или других фигур между стартом и первым поворотом). Эти фигуры должны быть расположены по прямой линии от старта до первого виража. Минимальное расстояние прямого участка трассы между стартом и первым виражом должно составлять не менее 60 м. Дуга первого поворота должна представлять собой изменение траектории не менее чем на 100 градусов (величина угла между направлениями входа и выхода из виража). Первый поворот, как правило, является самым длинным поворотом на дистанции. Ширина трассы на данном участке должна обеспечивать возможность одновременного спуска всех спортсменов заезда. Старт должен быть спроектирован таким образом, чтобы спортсмены смогли набирать скорость без использования палок или конькового хода.
Строительство фигур на трассе ски-кросса осуществляется заблаговременно для того, чтобы снег уплотнился до степени, позволяющей сохранить их состояние во время тренировок и соревнования. При необходимости допустимо применение дополнительных средств (соль, вода и т.д.).
Доступ на трассу ски-кросса ограничивается не менее чем за сутки до начала первой официальной тренировки.
6.1.4. Фигуры на трассе ски-кросса
Трасса ски-кросса должна обеспечивать возможность строительства всех или некоторых из следующих фигур: одинарные или двойные контруклоны, одинарные, двойные или тройные прыжковые волны, неравномерные волны (одинарные, двойные, тройные и т.д.), трамплины с подскоком, одинарные и двойные спайны, трамплины, пирамиды с приземлением на грань, столы, а также средние или длинные слаломные повороты (если строительство фигур невозможно).
Строительство других фигур возможно при условии соблюдения норм безопасности. Строительство фигур с разрывом, предполагающих прыжки, запрещено. Последовательность и расположение фигур должны обеспечивать спортсмену возможность увеличивать скорость и не сбрасывать её перед каждым препятствием.
6.2. Оборудование трассы
6.2.1. Стартовая площадка и стартовое устройство
Стартовая площадка
Стартовая площадка должна быть подготовлена таким образом, чтобы спортсмены могли стоять в стартовом устройстве без напряжения и быстро достигать полной скорости после старта.
Установка стартового устройства
Стартовые калитки должны располагаться по центру каждого курса. Калитки должны открываться одновременно; спортсмен не должен иметь возможности самостоятельно открыть или заблокировать их открытие с применением силы.
Основные технические характеристики стартового устройства
Стартовое устройство для соревнований по ски-кроссу представляет собой конструкцию, состоящую из 4 секций с шарнирной калиткой размером 100 см в ширину, 40 см в высоту в каждой.
Расстояние между секциями составляет 60 см. Поручни длиной 10 см и диаметром от 3 до 4 см располагаются на высоте 95 см над уровнем снега параллельно подвижной части калитки. Расстояние между поручнями может составлять от 80 до 90 см. Для использования при проведении детских и юношеских соревнований следует предусмотреть возможность установки поручней в другое положение.
Защитное пластиковое покрытие стартовой калитки со стороны стартующего спортсмена должно обеспечивать лучшее скольжение и предотвращать повреждение лыж. Стартовая калитка должна иметь достаточный вес, обеспечивающий её нормальную работу.
Стартовые калитки должны приводиться в действие единым механизмом управления и открываться наружу не менее чем на 45 градусов.
6.2.2. Оборудование фото- и видеофиниша
При проведении соревнований по ски-кроссу на линии финиша, по мере возможности, следует обеспечить видео и (или) фотосъёмку (видео- или фотофиниш).
6.2.3. Контрольные ворота, древки, флаги
Древки
Флаг контрольных ворот трассы ски-кросса с внешней стороны ворот крепится к одному древку - статичной негибкой закрепленной основе без шарнирного механизма, а с внутренней (поворотной) стороны - ко второму короткому древку длиной 45 см.
Цвет ворот
Цвета последовательно стоящих ворот должны чередоваться, если только ворота не определяют территорию коридора. Цвет флага и древок должен быть одинаковым.
Размеры флага
При проведении соревнований по ски-кроссу используются треугольные флаги следующего размера:
Основа |
Длинная сторона |
Короткая сторона |
130 см |
110 см |
45 см |
6.2.4. Установка ворот
Ворота на трассе устанавливаются таким образом, чтобы спортсмены могли четко и легко их различить даже на высокой скорости. Ворота устанавливаются под прямым углом к линии спуска спортсмена.
Флаги устанавливаются на каждом препятствии по обеим сторонам трассы, а также на линии финиша. Следует избегать установки ворот на участках ограниченной видимости, таких как места приземления. Простые повороты маркируются флагом с внутренней (поворотной) стороны, установка флага с внешней стороны необязательна.
6.2.5. Постановка трассы
Постановка трассы производится с учётом рельефа и препятствий и должна быть закончена до начала официальной инспекции. Во время тренировок может потребоваться внесение незначительных корректив, с целью обеспечения плавного движения спортсменов по трассе. Информация о любых изменениях, сделанных во время тренировки, доводится до сведения спортсменов и руководителей команд в стартовой зоне.
6.2.6. Постановщик трассы
Постановка трассы выполняется тренером-представителем от команд вместе с начальником трассы, после консультации с жюри и иными участниками.
6.3. Формат соревнований
Соревнования по ски-кроссу проводятся по единому формату на выбывание. Финальные заезды проводятся при участии 32 или 16 спортсменов по 4 участника в заезде. Состав спортсменов финальных заездов определяется по результатам одиночных квалификационных заездов на скорость.
6.3.1. Групповая жеребьёвка и порядок старта
Определение порядка старта при проведении Чемпионата и Кубка России проводится по группам. Распределение участвующих в соревнованиях спортсменов по группам производится главным секретарём соревнований. Определение порядка старта на других соревнованиях производится по усмотрению организатора.
Определение порядка старта на Чемпионате России
Распределение спортсменов проводится на основании текущего всероссийского рейтингового списка по ски-кроссу (количества присвоенных участнику классификационных очков). Если спортсмен не включён в действующий всероссийский рейтинговый список, он проходит жеребьёвку в составе группы спортсменов без таких очков.
На Чемпионате России 16 лучших (по итогам внутреннего зачёта) спортсменов из числа присутствующих среди мужчин и 8 среди женщин участвуют в жеребьевке в составе первой группы.
В случае равенства очков распределение в группу производится на основании действующего рейтингового списка ФИС. Если равенство сохраняется, оно разрешается с помощью жеребьевки.
Далее определяется порядок старта спортсменов, имеющих классификационные очки ФИС, в соответствии с количеством таких очков.
Далее с помощью жеребьевки определяется порядок старта спортсменов, имеющих код ФИС, но не имеющих очков ФИС.
Далее с помощью жеребьевки определяется порядок старта остальных спортсменов соревнования, не имеющих кодов ФИС.
Определение порядка старта на Кубке России
Распределение спортсменов проводится на основании текущего рейтингового списка Кубка России по ски-кроссу (количества присвоенных участнику очков Кубка России). Если спортсмен не включён в действующий рейтинговый список Кубка России, он проходит жеребьёвку в составе группы спортсменов без очков Кубка России.
На Кубке России 16 лучших (в соответствии с текущим рейтинговым списком Кубка России) спортсменов из числа присутствующих среди мужчин и 8 среди женщин участвуют в жеребьевке в составе первой группы. В случае равенства очков распределение в группу производится на основании действующего рейтингового списка ФИС. Если равенство сохраняется, оно разрешается с помощью жеребьевки.
Далее определяется порядок старта спортсменов, имеющих рейтинговые очки Кубка России по ски-кроссу, в соответствии с количеством таких очков.
Далее с помощью жеребьевки определяется порядок старта остальных спортсменов соревнования, не имеющих рейтинговых очков Кубка России по ски-кроссу.
6.3.2. Число квалификационных заездов
Все спортсмены принимают участие, по крайней мере, в одном квалификационном заезде на время.
6.3.3. Равенство показателей
Если в квалификационном заезде два или более спортсмена показывают одинаковое время, то более высокая позиция в протоколе результатов присваивается спортсмену, стартовавшему позже.
6.3.4. Выход в следующий этап
Два лучших спортсмена каждого заезда получают право участвовать в следующем этапе.
6.3.5. Равенство в начальных этапах финальной части соревнований
В случае если ситуация с равенством в заездах любого этапа финальной части соревнований, кроме последнего, (между вторым и третьим или вторым, третьим и четвертым спортсменами) неразрешима, в следующий этап выходит спортсмен, показавший наилучший результат в квалификационном заезде.
6.3.6. Неразрешимое равенство в финальном заезде
В случае если ситуация с равенством в полуфинальном и финальном заезде неразрешима, равенство сохраняется.
6.3.7. Распределение мест среди нефинишировавших спортсменов
В случае если двое или более спортсменов не завершают спуск и не пересекают линию финиша, распределение мест в этом заезде осуществляется с учётом того, где спортсмены завершили спуск. Спортсмену, оказавшемуся на трассе ниже другого, присваивается более высокое место.
6.3.8. Распределение по группам в финальных заездах
Распределение по группам для участия в финальных заездах производится следующим образом:
Распределение по группам 32 спортсменов для проведения 8 заездов по 4 участника
Заезд N |
1-я позиция |
2-я позиция |
3-я позиция |
4-я позиция |
1 |
1 |
16 |
17 |
32 |
2 |
8 |
9 |
24 |
25 |
3 |
5 |
12 |
21 |
28 |
4 |
4 |
13 |
20 |
29 |
5 |
3 |
14 |
19 |
30 |
6 |
6 |
11 |
22 |
27 |
7 |
7 |
10 |
23 |
26 |
8 |
2 |
15 |
18 |
31 |
Распределение по группам 16 спортсменов для проведения 4 заездов по 4 спортсмена
Заезд N |
1-я позиция |
2-я позиция |
3-я позиция |
4-я позиция |
1 |
1 |
8 |
9 |
16 |
2 |
4 |
5 |
12 |
13 |
3 |
3 |
6 |
11 |
14 |
4 |
2 |
7 |
10 |
15 |
6.4. Проведение соревнований
6.4.1. Официальная тренировка
Количество официальных тренировок определяется организатором соревнования.
Официальные тренировки проводятся в два последних перед соревнованием дня, хотя и не обязательно непрерывно. Время официальной тренировки составляет, как правило, 2 часа.
В особых случаях жюри может сократить этот период.
Главный судья сообщает о времени начала официальных тренировок на первом совещании жюри с руководителями команд.
6.4.2. Процедура старта
6.4.3. Нагрудные номера
Цвета маек с нагрудными номерами в финале
При проведении финальных заездов используются майки с нагрудными номерами четырёх цветов: красного, зеленого, синего и желтого.
Распределение цветов маек в финале
Распределение маек в каждом заезде (и определение/выбор стартовой калитки) производится по результатам квалификационной части соревнований. Спортсмен, занимающий наиболее высокую позицию в протоколе результатов квалификационной части соревнований, получает красную майку и имеет право первым выбрать стартовую калитку. Второй по положению в протоколе спортсмен получает зеленую майку, третий - синюю, четвертый - желтую.
Стартовый интервал в финальных этапах
Стартовый интервал объявляется жюри на совещании с руководителями команд перед финальной частью соревнований.
Порядковые номера стартовых позиций
Порядковые номера стартовых позиций определяется при взгляде снизу на зону старта: крайняя левая считается позицией N 1, а крайняя правая - позицией N 4.
6.4.4. Команды на старте
Перед стартом старший судья на старте объявляет: "Мы готовы к следующему заезду, пройдите к стартовым воротам".
За тридцать секунд до старта звучит команда: "Займите место в стартовых воротах". Далее звучит команда: "Участники готовы", затем "Внимание!", после чего судья на старте открывает стартовые калитки.
6.4.5. Правильное прохождение ворот
Ворота считаются пройденными правильно, если носки обеих лыж спортсмена и обе его стопы пересекли линию ворот. Если спортсмен потерял лыжу, не совершив при этом ошибки (например, не перешагнул ворота), то носок оставшейся лыжи и обе ступни должны пересечь линию ворот. При установке ворот, маркированных двумя флагами, линией ворот считается воображаемая кратчайшая прямая между поворотными флагами. При маркировке одиночными флагами линией ворот считается линия, проходящая через внешнее древко предыдущего флага и поворотное древко.
6.4.6. Определение результатов
Места с первого по четвёртое распределяются в соответствии с порядком финиширования спортсменов в финальном заезде. Места с пятого по восьмое распределяются по результатам соответствующего этапа. Всем остальным спортсменам места присваиваются по результатам предыдущих этапов (например, четвертьфинала) и квалификационных заездов.
6.4.7. Умышленный контакт в ски-кроссе
Определение контакта и блокировки
Умышленные контакты с толчками, захватами руки, ноги, лыжной палки соперника, или осуществляемые иным образом, приводящие к замедлению движения соперника, его падению или сходу с трассы, запрещены и автоматически приводят к дисквалификации. Спортсменам не разрешается выставлять руки, ноги или палки перед другими спортсменами в попытке не дать себя обойти. Блокировка с помощью преднамеренных движений телом или выхода с естественной линии спуска не разрешается. "Естественная линия спуска" определяется как оптимальная траектория движения по трассе с учётом фигур и ворот. Контроль соблюдения данного правила осуществляется судьями на воротах и жюри.
6.4.8. Статус "DIC" ("дисквалификация за умышленный контакт")
Если спортсмен дисквалифицирован за нарушение правила, указанного в предыдущей статье, такой участник получает в протоколе результатов отметку "DIC" (от англ. "disqualified forintentional contact"). Место в соревновании такому спортсмену не присуждается.
Перезаезды только из-за нарушения правила о запрете умышленного контакта не предоставляются. Всем спортсменам заезда, кроме получивших статус "DIC", присуждаются места в соответствии с порядком финиширования.
Информация обо всех нарушениях правила о запрете умышленного контакта, повлёкших за собой дисквалификацию за умышленный контакт, незамедлительно объявляется в зоне финиша и доводится до сведения дисквалифицированного таким образом спортсмена или руководителя его команды до начала следующего заезда. Затем соответствующая информация помещается на официальную доску объявлений внизу и наверху трассы, с указанием того участка трассы, на котором произошло нарушение. Все решения в отношении дисквалификации за умышленный контакт фиксируются в отчете технического делегата.
Если спортсмен в течение одного соревновательного сезона дважды дисквалифицирован за умышленный контакт, жюри передаёт дело спортсмена на рассмотрение ОСФ.
Если какой-либо спортсмен заезда полагает, что в данном заезде произошло нарушение правила о запрете умышленного контакта, и нарушитель не был дисквалифицирован, он вправе потребовать от рефери или от любого другого члена жюри пересмотра итогов заезда. Такой запрос должен быть сделан до начала следующего заезда.
Протесты в отношении дисквалификации за умышленный контакт
Протесты в отношении решения о нарушении спортсменом правила о запрете умышленного контакта не принимаются.
6.4.9. Церемония вручения цветов
Организатор имеет право назначить проведение неофициальной церемонии поздравления победителей и призёров (церемония вручения цветов) сразу же после завершения соревнования до истечения срока подачи протестов. При этом правильное ношение спортсменами - участниками церемонии нагрудных номеров обязательно.
6.4.10. Экипировка
Лыжные костюмы
Костюм спортсмена соревнований по ски-кроссу должен состоять из двух частей: штанов и куртки. Использование костюмов, используемых в соревнованиях по скоростному спуску, слалому-супергиганту, гигантскому слалому, слалому и в соревнованиях на скорость, запрещено.
Основной материал костюма должен быть текстильным; не разрешается использование материалов и тканей из резины, неопрена, кожи или винила и аналогичных материалов и тканей. Допускаются вставки из другого материала, при условии преобладания текстильной ткани.
Рекомендуется применение не выступающих наружу средств защиты и накладок.
Защитная экипировка, включая защиту спины и другие дополнительные элементы, должна надеваться на тело отдельно от костюма (верхней одежды). Защита и её элементы не могут быть встроенными в костюм или прикрепляться к костюму молниями, липучками или с помощью каких-либо иных приспособлений. Использование застежек, таких как эластичная тесьма, молнии, нейлоновая тесьма, кнопки, защелки, липучки, одно- или двусторонняя клейкая лента и любых других средств для затягивания материала костюма на теле или для предотвращения соскальзывания одежды запрещено.
Зазор должен составлять не менее 80 мм при измерении окружности каждой ноги от середины бедра до верхнего края лыжных ботинок и 60 мм вокруг локтя и бицепса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.