Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Определение суммарной мощности
сил сопротивления движению транспортного средства и калибровка динамометрического стенда
А.1 Введение
В настоящем приложении описан метод измерения суммарной мощности сил сопротивления движению ТС со статистической точностью 2% при постоянной скорости движения и воспроизведения измеренной мощности сил сопротивления на динамометрическом стенде со статистической точностью
5%.
Примечание - Настоящее приложение разработано на основе UN-ECE R N 84* с поправками на специфику ТС относительно диапазона скоростей и инерции вращающихся масс.
А.2 Характеристики испытательной дороги
Испытательная дорога должна быть ровной, прямой, на ней не должно быть препятствий и ветрозащитных барьеров, которые могут оказать отрицательное влияние на результаты измерений сопротивления движению.
Продольный наклон испытательной дороги должен быть не более 2%. Продольный наклон определяют как отношение разности высот начала и конца испытательной дороги к длине дороги. Кроме того, наклон дороги между двумя точками, расстояние между которыми 3 м, не должен быть более
0,5% продольного наклона всей дороги.
Максимальная поперечная кривизна дороги не должна превышать 1,5%.
А.3 Атмосферные условия
А.3.1 Ветер
Испытание необходимо проводить при средней скорости ветра менее 3 м/с и максимальной скорости ветра менее 5 м/с. Кроме того, поперечная (относительно дороги) составляющая скорости ветра должна быть менее 2 м/с. Скорость ветра следует измерять на расстоянии 0,7 м от поверхности дороги.
А.3.2 Влажность
Дорога должна быть сухой.
А.3.3 Стандартные условия
А.3.3.1 Общие показатели:
- атмосферное давление = 100 кПа;
- температура воздуха = 20°С (293 К);
- плотность воздуха = 1,189
.
А.3.3.2 Плотность воздуха
А.3.3.2.1 Плотность воздуха при испытании ТС, рассчитанная в соответствии с А.3.3.2.2, не должна отличаться более чем на 7,5% плотности воздуха при стандартных условиях.
А.3.3.2.2 Плотность воздуха при испытании ,
, вычисляют по формуле
,
(A.1)
где - плотность воздуха при стандартных условиях (А.3.3),
;
- атмосферное давление при испытании, кПа;
- температура воздуха, °С;
- атмосферное давление, кПа;
- абсолютная температура при испытании, °С.
А.3.3.3 Условия окружающей среды
А.3.3.3.1 Температура окружающего воздуха должна быть в пределах от 5°С (278 K) до 35°С (308 K), а барометрическое давление в диапазоне от 91 до 104 кПа. Относительная влажность должна быть менее 95%.
А.3.3.3.2 По соглашению с производителем ТС испытание может быть проведено при пониженной до 1°С температуре окружающего воздуха. В этом случае используют поправочный коэффициент для температуры 5°С (278 К).
А.4 Подготовка транспортного средства
А.4.1 Обкатка
ТС должно быть в нормальном рабочем состоянии после обкатки, в ходе которой оно должно пройти не менее 300 км. Шины необходимо обкатывать в то же время, что и ТС, или они должны иметь степень износа протектора в пределах от 10% до 50%.
А.4.2 Проверки
В соответствии со спецификациями производителя ТС должна быть проведена проверка колес, колесных колпаков, шин (марка, тип, давление), углов установки управляемых колес, регулировки тормозов (устранение паразитного трения), смазки передней и задней осей, регулировки подвески и положения кузова ТС и т.д. Необходимо проверить, что в режиме движения накатом не включается рекуперативное торможение.
А.4.3 Подготовка к испытанию
А.4.3.1 Загрузка ТС при испытании должна включать водителя-испытателя и измерительное оборудование, которое должно быть распределено по ТС равномерно.
А.4.3.2 В случае дорожных испытаний окна ТС должны быть закрыты. Заслонки системы кондиционирования воздуха, фонарей и т.д. должны быть закрыты.
А.4.3.3 ТС должно быть чистым.
А.4.3.4 Перед испытанием ТС должно быть приведено к нормальной рабочей температуре.
А.5 Установленная скорость
Установленная скорость V необходима для получения сопротивления движению при стандартной скорости по кривой сопротивления движению. Для определения сопротивления движению в зависимости от скорости автомобиля около стандартной скорости необходимо измерить сопротивления движению при установленной скорости V, желательно по крайней мере в четырех или пяти точках, указывающих установленные скорости параллельно со стандартными скоростями.
В таблице А.1 указаны установленные скорости в соответствии с категорией автомобиля.
Таблица А.1 - Установленные скорости
Категория автомобиля |
Установленные скорости, км/ч |
||||||
|
120(2) |
100 |
80(1) |
60 |
40 |
20 |
|
100< |
90 |
80(1) |
60 |
40 |
20 |
- |
|
70< |
60 |
50(1) |
40 |
30 |
20 |
- |
|
|
50(2) |
40(1) |
30 |
20 |
- |
- |
|
(1) Стандартная скорость. (2) Если возможно на автомобиле. |
А.6 Изменение кинетической энергии при движении в режиме выбега
А.6.1 Определение суммарной мощности сил сопротивления движению
А.6.1.1 Измерительное оборудование и точность измерений
Максимальная погрешность измерительного оборудования должна быть менее 0,1 с при измерении времени и менее
0,5 км/ч при измерении скорости.
А.6.1.2 Процедура испытания
А.6.1.2.1 ТС следует разогнать до скорости, превышающей на 5 км/ч скорость, при которой начали измерение.
А.6.1.2.2 Коробку передач необходимо установить в нейтральное положение или выключить питание силовой установки.
А.6.1.2.3 Измерить время , в течение которого скорость ТС уменьшается от
, км/ч, до
, км/ч, где
км/ч для номинальной скорости
50 км/ч и
км/ч для номинальной скорости > 50 км/ч.
А.6.1.2.4 Провести то же испытание при движении ТС в противоположном направлении и измерить .
А.6.1.2.5 Рассчитать среднее арифметическое от
и
.
А.6.1.2.6 Повторяют описанные испытания до тех пор, пока статистическая точность р среднего арифметического T не станет равна или меньше 2% (%).
.
(A.2)
Статистическую точность р вычисляют по формуле
,
(А.3)
где t - коэффициент, значение которого берут из таблицы А.2;
n - число испытаний;
s - стандартное отклонение, вычисляемое по формуле
,
(А.4)
где - среднее арифметическое для i-го испытания, с;
Т - среднее арифметическое, с.
Таблица А.2 - Коэффициент t
n |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
t |
3,2 |
2,80 |
2,60 |
2,50 |
2,40 |
2,30 |
2,30 |
|
1,6 |
1,25 |
1,06 |
0,94 |
0,85 |
0,77 |
0,73 |
А.6.1.2.7 Силу сопротивления движению F, Н, при установленной скорости V вычисляют по формуле
,
(А.5)
где М - масса испытуемого ТС, кг;
- масса, кг, эквивалентная инерции всех колес и частей ТС, которые вращаются вместе с колесами во время движения по инерции; должна быть измерена или рассчитана по соответствующим методикам;
км/ч для номинальной скорости, меньшей или равной 50 км/ч;
км/ч для номинальной скорости, превышающей 50 км/ч.
А.6.1.2.8 Сопротивление движению, определенное на испытательной дороге, должно быть приведено к стандартным условиям окружающей среды следующим образом:
,
(А.6)
где - сопротивление измеренное, Н;
- сопротивление качению, Н, при скорости V;
- общее сопротивление движению
, H;
- коэффициент температурной коррекции сопротивления качению, равный
на 1°С;
- температура окружающей среды во время дорожного испытания, °С;
- стандартная температура окружающей среды (А.3.3);
- аэродинамическое сопротивление, Н, при скорости V;
- плотность воздуха при стандартных условиях (А.3.3);
- плотность воздуха при испытании,
.
Отношения и
должны быть определены производителем ТС на основании имеющихся у него данных.
Если эти значения отсутствуют, то по соглашению между производителем ТС и технической службой, проводящей испытание, допустимо использовать значения отношения между сопротивлением качению к полному сопротивлению, полученные с использованием следующей формулы:
,
(А.7)
где М - масса испытуемого ТС, кг.
Коэффициенты а и b представлены в таблице А.3.
Таблица А.3 - Коэффициенты а и b
V, км/ч |
а |
b |
20 |
|
0,82 |
30 |
|
0,67 |
40 |
|
0,54 |
50 |
|
0,42 |
90 |
|
0,21 |
120 |
|
0,14 |
А.6.2 Настройка динамометрического барабанного стенда
Цель данной процедуры - имитировать на стенде с беговыми барабанами суммарное сопротивление движению при заданной скорости.
А.6.2.1 Измерительное оборудование и точность измерений
Измерительное оборудование должно быть аналогичным используемому при испытании на дороге.
А.6.2.2 Процедура испытания
А.6.2.2.1 Установить ТС на стенд с беговыми барабанами.
А.6.2.2.2 Установить давление в шинах (непрогретых) ведущих колес в соответствии с требованиями испытания на беговых барабанах.
А.6.2.2.3 Установить эквивалентную инерционную массу барабанного стенда в соответствии с таблицей А.4.
Таблица А.4
Масса М испытуемого ТС |
Эквивалентная инерционная масса I |
М |
455 |
480<М |
510 |
540<М |
570 |
595<М |
625 |
650<М |
680 |
710<М |
740 |
765<М |
800 |
850<М |
910 |
965 <М |
1020 |
1080 < М |
1130 |
1190<М |
1250 |
1305 <М |
1360 |
1420 <М |
1470 |
1530 <М |
1590 |
1640 <М |
1700 |
1760 <М |
1810 |
1870 <М |
1930 |
1980<М |
2040 |
2100 <М |
2150 |
2210 <М |
2270 |
2380<М |
2270 |
2610 < М |
2270 |
А.6.2.2.4 Привести ТС и барабанный стенд к установившейся рабочей температуре для соответствия дорожным условиям.
А.6.2.2.5 Выполнить операции, установленные в А.6.1.2, за исключением А.6.1.2.4 и А.6.1.2.5, заменяя М на I, а на
в формуле (А.5), приведенной в А.6.1.2.7.
А.6.2.2.6 Настроить тормозное устройство стенда для воспроизведения сопротивления движению, приведенного к стандартным условиям (А.6.1.2.8), и учесть разность массы ТС при дорожных испытаниях и используемой эквивалентной инерционной массы I. Последнее может быть сделано путем расчета среднего скорректированного времени замедления от скорости до скорости
, при движении накатом и воспроизведения этого времени на барабанном стенде с использованием следующего соотношения:
,
(А.8)
где I - эквивалентная инерционная масса маховика барабанного стенда, кг;
- масса, эквивалентная инерции ведущих колес и частей ТС, вращающихся вместе с колесами при движении накатом, кг; должна быть измерена или рассчитана по соответствующим методикам;
- сила приведенная, Н.
А.6.2.2.7 Мощность, поглощаемую тормозным устройством барабанного стенда, кВт, следует определить для того, чтобы иметь возможность воспроизвести такое же сопротивление движению для того же ТС в другие дни испытаний или на другом динамометрическом барабанном стенде такого же типа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.