Electrically propelled road vehicles. Measurement of energy performances. Part 1. Pure electric vehicles
Дата введения - 1 марта 2012 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык европейского стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2011 г. N 118-ст
4 Настоящий стандарт является идентичным по отношению к европейскому стандарту ЕН 1986-1:1997 "Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Часть 1. Электромобили" (EN 1986-1:1997 "Electrically propelled road vehicles - Measurement of energy performances. Part 1: Pure electric vehicles").
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных и европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает процедуру измерения дистанции пробега и потребления энергии транспортными средствами с электрической тягой (далее - ТС).
Настоящий стандарт распространяется на ТС категорий ,
,
,
по Директиве 92/53/ЕЕС* и
,
,
по Директиве 92/61/ЕЕС*.
Настоящий стандарт не распространяется на электрические гибридные ТС или ТС с дополнительным источником тяги кроме электрической.
Примечание - Автомобиль с электрической тягой также называют электромобилем.
2 Нормативные ссылки
Настоящий стандарт содержит положения из других публикаций в виде датированных или недатированных ссылок. Эти нормативные ссылки цитируются в соответствующих пунктах настоящего стандарта, а сами публикации перечислены ниже. При датированных ссылках последующие изменения или пересмотры любой из указанных публикаций относятся к настоящему стандарту только в том случае, если они включены в него в виде изменения или пересмотра. При недатированных ссылках применяется самое последнее издание публикации, на которую дается ссылка.
ЕН 1821-1:1996 Транспорт дорожный электрический. Измерение свойств управляемости на дорогах. Часть 1. Чистые электромобили (EN 1821-1:1996, Electrically propelled road vehicles - Measurement of road operating ability - Part 1: Pure electric vehicles)
МЭК 687:1992 Статические счетчики электроэнергии переменного тока (классов 0,2 S и 0,5 S) (IEC 687:1992, Alternating current static watt-hour meters for active energy (classes 0,2 S and 0,5 S))
3 Термины и определения
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 потребление энергии (energy consumption): Отнесенное к пройденному расстоянию количество электрической энергии (), полученной при зарядке батареи от сети, которое ТС израсходовало при выполнении испытательных циклов N 1 и 2 (4.1), начав двигаться при полностью заряженной батарее.
3.2 пробег без подзарядки аккумулятора (range): Расстояние, которое прошло ТС при выполнении испытательного цикла N 2, начав двигаться при полностью заряженной батарее (см. пункт 7.1.3 ЕН 1821-1:1996) и закончив движение в соответствии с критерием окончания испытания.
4 Испытательные циклы
4.1 Состав
Испытательный цикл N 1 (рисунок 1) представляет собой городской цикл, состоящий из четырех элементарных городских циклов. Его теоретическая средняя скорость равна 18,77 км/ч.
Испытательный цикл N 2 состоит из двух частей (рисунок 1):
- городского цикла, состоящего из четырех элементарных городских циклов;
- загородного цикла.
Средняя скорость цикла N 2 составляет 33,6 км/ч.
Примечание - Эти циклы идентичны тем, которые описаны в Директиве 91/441/ЕЕС, с отличиями только в последовательности переключений передач.
Рисунок 1 - Испытательные циклы
В случае если ТС оснащено коробкой передач с ручным управлением и несколькими передачами, водитель-испытатель должен переключать передачи, чтобы точно отслеживать задаваемую циклом скорость.
Если силовая установка ТС имеет несколько режимов работы (спортивный, комфортный, экономичный и т.д.), которые могут быть выбраны водителем-испытателем, то при испытаниях необходимо выбрать режим, позволяющий наиболее точно отслеживать задаваемую циклом скорость.
4.1.1 Городской цикл
Городской цикл состоит из четырех элементарных городских циклов длительностью по 195 с каждый; его общая длительность составляет 780 с. Описание элементарного городского цикла приведено на рисунке 2 и в таблице 1.
Рисунок 2 - Элементарный городской цикл
Таблица 1 - Элементарный городской цикл
N операции (см. рисунок 2) |
Тип операции |
N режима движения |
Ускорение, |
Скорость, км/ч |
Длительность операции, с |
Длительность режима движения, с |
Общее время, с |
||
1 |
Остановка |
1 |
0,00 |
0 |
11 |
11 |
11 |
||
2 |
Ускорение |
2 |
1,04 |
От 0 до 15 |
4 |
4 |
25 |
||
3 |
Установившееся движение |
3 |
0,00 |
15 |
8 |
8 |
23 |
||
4 |
Замедление |
4 |
Минус 0,83 |
От 15 до 0 |
5 |
5 |
28 |
||
5 |
Остановка |
5 |
0,00 |
0 |
21 |
21 |
49 |
||
6 |
Ускорение |
6 |
0,69 |
От 0 до 15 |
6 |
12 |
55 |
||
7 |
Ускорение |
0,79 |
От 15 до 32 |
6 |
61 |
||||
8 |
Установившееся движение |
7 |
0,00 |
32 |
24 |
24 |
85 |
||
9 |
Замедление |
8 |
Минус 0,81 |
От 32 до 0 |
11 |
11 |
96 |
||
10 |
Остановка |
9 |
0,00 |
0 |
21 |
21 |
117 |
||
11 |
Ускорение |
10 |
0,69 |
От 0 до 15 |
6 |
26 |
123 |
||
12 |
Ускорение |
0,51 |
От 15 до 35 |
11 |
134 |
||||
13 |
Ускорение |
0,46 |
От 35 до 50 |
9 |
143 |
||||
14 |
Установившееся движение |
11 |
0,00 |
50 |
12 |
12 |
155 |
||
15 |
Замедление |
12 |
Минус 0,52 |
От 50 до 35 |
8 |
8 |
163 |
||
16 |
Установившееся движение |
13 |
0,00 |
35 |
15 |
15 |
178 |
||
17 |
Замедление |
14 |
Минус 0,97 |
От 35 до 0 |
10 |
10 |
188 |
||
18 |
Остановка |
15 |
0,00 |
0 |
7 |
7 |
195 |
||
Общая характеристика цикла | |||||||||
Операции |
Время, с |
Доля, % |
|||||||
Остановки |
60 |
30,76 |
|||||||
Ускорения |
42 |
21,54 |
|||||||
Установившееся движение |
59 |
30,26 |
|||||||
Замедление |
34 |
17,44 |
|||||||
Всего |
195 |
100 |
|||||||
Теоретическая средняя скорость, км/ч |
18,77 |
||||||||
Время цикла, с |
195 |
||||||||
Теоретическое расстояние одного элементарного цикла, м |
1017 |
4.1.2 Загородный цикл
Описание загородного цикла дано на рисунке 3 и в таблице 2.
Рисунок 3
Таблица 2 - Загородный цикл
N операции (см. рисунок 3) |
Тип операции |
N режима движения |
Ускорение, |
Скорость, км/ч |
Длительность операции, с |
Длительность режима движения, с |
Общее время, с |
|||
1 |
Остановка |
1 |
0,00 |
0 |
20 |
20 |
20 |
|||
2 |
Ускорение |
2 |
0,69 |
От 0 до 15 |
6 |
41 |
26 |
|||
3 |
Ускорение |
0,51 |
От 15 до 35 |
11 |
37 |
|||||
4 |
Ускорение |
0,42 |
От 35 до 50 |
10 |
47 |
|||||
5 |
Ускорение |
0,40 |
От 50 до 70 |
14 |
61 |
|||||
6 |
Установившееся движение |
3 |
0,00 |
70 |
50 |
50 |
111 |
|||
7 |
Замедление |
4 |
Минус 0,69 |
От 70 до 50 |
8 |
8 |
119 |
|||
8 |
Установившееся движение |
5 |
0,00 |
50 |
69 |
69 |
188 |
|||
9 |
Ускорение |
6 |
0,43 |
От 50 до 70 |
13 |
13 |
201 |
|||
10 |
Установившееся движение |
7 |
0,00 |
70 |
50 |
50 |
251 |
|||
11 |
Ускорение |
8 |
0,24 |
От 70 до 100 |
35 |
35 |
286 |
|||
12 |
Установившееся движение |
9 |
0,00 |
100 |
30 |
30 |
316 |
|||
13 |
Ускорение |
10 |
0,28 |
От 100 до 120 |
20 |
20 |
336 |
|||
14 |
Установившееся движение |
11 |
0,00 |
120 |
10 |
10 |
346 |
|||
15 |
Замедление |
12 |
Минус 0,69 |
От 120 до 80 |
16 |
34 |
362 |
|||
16 |
Замедление |
Минус 1,04 |
От 80 до 50 |
8 |
370 |
|||||
17 |
Замедление |
Минус 1,39 |
От 50 до 0 |
10 |
380 |
|||||
18 |
Остановка |
13 |
0,00 |
0 |
20 |
20 |
400 |
|||
Общая характеристика цикла | ||||||||||
Операции |
Время, с |
Доля, % |
||||||||
Остановки |
40 |
10,00 |
||||||||
Ускорения |
109 |
27,25 |
||||||||
Установившееся движение |
209 |
52,25 |
||||||||
Замедление |
42 |
10,50 |
||||||||
Всего |
400 |
100,00 |
||||||||
Теоретическая средняя скорость, км/ч |
62,6 |
|||||||||
Время цикла, с |
400 |
|||||||||
Теоретическое расстояние одного элементарного цикла, м |
6956 |
4.2 Допустимые отклонения
Допустимые отклонения от заданной скорости для испытательных циклов N 1 и 2 приведены на рисунке 4.
Допуски на скорость (2 км/ч) и на время (
1 с) геометрически складываются в каждой точке, как показано на рисунке 4.
При скоростях менее 50 км/ч выход за пределы допуска разрешается в следующих случаях:
- при переключении передачи длительностью менее 5 с;
- в других случаях не более чем на 5 с и не более пяти раз в 1 ч.
Общее время движения с нарушением допусков необходимо указывать в протоколе испытания.
При скорости не менее 50 км/ч допускается выход за пределы допуска при условии, что педаль акселератора полностью выжата.
Рисунок 4 - Допустимые отклонения скорости
4.3 Критерий окончания испытания
Критерием окончания испытания является невозможность выполнения цикла ТС при скоростях менее 50 км/ч или сигнал о необходимости остановки ТС, получаемый водителем-испытателем от бортовой информационной системы.
5 Измерение потребления энергии
5.1 Общие положения
Описанный ниже метод испытания позволяет измерить количество энергии (), получаемой из электрической сети при зарядке батареи, которое расходуется на 1 км пробега ТС в ходе семикратного выполнения испытательного цикла N 1 или двукратного выполнения испытательного цикла N 2. Информация относительно выбора используемого цикла должна быть внесена в протокол испытания.
Выбор может быть обусловлен следующими причинами:
- требование заказчика испытания;
- сравнительные испытания нескольких ТС, в случае которых семикратное повторение цикла N 1 является наиболее подходящим выбором, особенно если какое-либо из испытуемых ТС не обладает характеристиками, достаточными для выполнения скоростных требований загородного цикла;
- сравнительные испытания ТС на электрической тяге и ТС с двигателем внутреннего сгорания, в случае которых двукратное использование цикла N 2 - наиболее подходящий выбор.
5.2 Оборудование
Испытательное оборудование должно соответствовать требованиям Директивы 91/441/EEC.
5.3 Параметры, единицы измерения и точность измерений
Таблица 3
Параметр |
Единицы измерения |
Точность измерений |
Разрешение |
Время |
c |
|
0,1 c |
Длина ТС |
м |
|
1 м |
Температура |
°С |
|
1°С |
Скорость |
км/ч |
|
0,2 км/ч |
Масса |
кг |
|
1 кг |
Энергия |
|
|
Класс 0,2 S согласно МЭК 687 |
5.4 Условия испытания
5.4.1 Состояние транспортного средства
a) Давление в шинах должно соответствовать рекомендации производителя для случая, когда температура шин равна температуре окружающего воздуха.
b) Вязкость смазки в механических узлах должна соответствовать спецификации производителя.
c) Освещение, световая сигнализация и вспомогательные устройства должны быть выключены, исключая устройства, необходимые для проведения испытаний и движения ТС в светлое время суток.
d) Все системы хранения энергии (электрические, гидравлические, пневматические и т.д.), не предназначенные для создания тягового усилия, должны быть заряжены до максимального уровня, установленного производителем.
e) Если рабочая температура электрических батарей должна быть выше температуры окружающего воздуха, то в ходе испытаний должны быть приняты меры, рекомендуемые производителем для поддержания температуры батарей в установленном рабочем диапазоне.
Производитель ТС должен подтвердить, что система регулирования температурного режима батареи не отключена и полностью функциональна.
f) В течение семи дней, предшествующих испытанию, ТС должно проехать не менее 300 км с батареями, которые будут использованы в ТС при испытаниях.
5.4.2 Температура окружающего воздуха
Для всех этапов испытания, которые проводят вне помещения, температура окружающей среды должна быть между 5°С и 32°С. Для тех этапов, которые выполняют в помещении, температура окружающей среды должна быть между 20°С и 30°С.
5.5 Процедура испытания
Процедура испытания состоит из следующих четырех этапов:
- приведение заряда аккумуляторной батареи (далее - батарея) в исходное состояние;
- семикратное выполнение цикла N 1 или двукратное выполнение цикла N 2, описанных в 4.1;
- зарядка батареи;
- расчет потребления энергии.
Если между этапами ТС должно перемещаться, то его необходимо буксировать между испытательными площадками (не используя рекуперативное торможение).
При приемке испытуемого ТС в качестве первичной зарядки батарей выполняют процедуру приведения заряда батареи в исходное состояние.
В случае проведения нескольких последовательных испытаний или измерений первичную зарядку необходимо проводить в соответствии с процедурой приведения заряда батареи в исходное состояние, а последующие зарядки должны быть проведены в соответствии с процедурой нормальной зарядки (подраздел 7.1 ЕН 1821-1).
5.5.1 Приведение заряда батареи в исходное состояние
Приведение заряда батареи в исходное состояние осуществляют следующим образом.
5.5.1.1 Разрядка батареи
Процедуру начинают с разрядки батареи ТС при его движении (на замкнутом испытательном треке или на беговых барабанах) с постоянной скоростью, составляющей (705)% максимальной скорости ТС, которую оно может поддерживать в течение 30 мин (максимальная тридцатиминутная скорость (подраздел 9.1 ЕН 1821-1)). Разрядка должна быть прекращена:
- если ТС не может поддерживать скорость, составляющую 65% максимальной тридцатиминутной скорости;
- если водитель-испытатель получает от бортовой информационной системы сигнал о необходимости остановки ТС;
- после прохождения 100 км.
5.5.1.2 Применение процедуры нормальной зарядки
Батарею заряжают в соответствии с процедурой нормальной зарядки (подраздел 7.1 ЕН 1821-1).
5.5.2 Выполнение испытательных циклов
Регистрируют время , при котором батарею ТС отсоединяют от сети.
В течение 4 ч с момента на стенде с беговыми барабанами проводят следующую процедуру:
- семикратно выполняют испытательный цикл N 1 (теоретический путь, проходимый при испытании, - 28,4 км, длительность испытания - 91 мин) или
- двукратно выполняют испытательный ци
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ЕН 1986-1-2011 "Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Часть 1. Электромобили" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2011 г. N 118-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 марта 2012 г.