Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях исполнения пункта 58 плана мероприятий по реализации Программы развития интеграции в сфере статистики Евразийского экономического союза на 2016 - 2020 годы, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 г. N 34, и обеспечения сопоставимости статистических показателей, характеризующих основную трудовую деятельность и миграцию населения, при проведении в государствах - членах Евразийского экономического союза национальных переписей населения раунда 2020 года
рекомендует государствам - членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза руководствоваться рекомендациями по включению модельного блока вопросов по трудовой деятельности и миграции в переписные листы государств - членов Евразийского экономического союза при проведении национальных переписей населения раунда 2020 года, текст которых размещен на официальном сайте Евразийского экономического союза по адресу: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/metada ta/metadata/Pages/recommendation.aspx/.
Председатель Коллегии |
Т. Саркисян |
Рекомендации
по включению модельного блока вопросов по трудовой деятельности и миграции в переписные листы государств - членов Евразийского экономического союза при проведении национальных переписей населения раунда 2020 года
1. Рекомендации предназначены обеспечить сопоставимость статистических показателей, характеризующих основную трудовую деятельность и миграцию населения при проведении национальных переписей населения раунда 2020 года в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС, Союз). Согласованный набор показателей на основе общих понятий и определений при единообразии методологии их формирования позволит обеспечить международную сопоставимость и анализ итогов национальных переписей, расширит возможности обобщения результатов в рамках Союза.
2. Основой для определения показателей модельного блока служат Рекомендации Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения и жилого фонда раунда 2020 года (далее - Рекомендации КЕС), одобренные на 63-м пленарном заседании в июне 2015 г.; Рекомендации 19-ой Международной конференция статистиков труда, принятые в октябре 2013 года в форме резолюции I "Резолюция о статистике трудовой деятельности, занятости и недоиспользования рабочей силы" (далее - Резолюция). Кроме того, в целях сопоставимости подходов к определению показателей для включения в переписные листы при проведении национальных переписей населения раунда 2020 года на пространствах СНГ и ЕАЭС, использованы методологические материалы Межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств.
3. В Рекомендациях КЕС приведены характеристики населения для использования при проведении переписи: категории переписного населения, его географические, демографические, экономические характеристики, сведения о сельскохозяйственной деятельности, характеристики образования, информация о миграции, этнокультурные характеристики, сведения об инвалидности, характеристики семей и домохозяйств. Настоящие Рекомендации рассматривают показатели трудовой деятельности (экономическая характеристика) и миграции населения.
1. Географические характеристики
4. Постоянное местожительство (Рекомендации КЕС: "место обычного жительства"). Ответ на этот вопрос позволяет определить категорию переписываемого населения и получить информацию, необходимую для определения общей численности населения государства. Для международной сопоставимости предлагается учитывать категорию "постоянно проживающее население" (Рекомендации КЕС: "обычно проживающее население"), т.е. лица, которые имеют место обычного жительства в стране на момент переписи и уже проживают или намереваются проживать в нем в течение периода времени, составляющего, по меньшей мере, 12 месяцев. На основе определения места обычного жительства лицо, обычно проживающее в данном населенном пункте, но отсутствующее или считающееся отсутствующим в момент переписи на протяжении менее одного года, должно рассматриваться в качестве временно отсутствующего лица и, следовательно, учитываться в общей численности населения. Если лицо является временно проживающим (менее 12 месяцев), то указание при опросе страны постоянного жительства даст возможность получить контингенты временных мигрантов с распределением по странам исхода.
5. Местонахождение в момент переписи. Этот показатель в сочетании с указанием страны, причин отсутствия или временного проживания/пребывания (в первую очередь, работа и учеба) и продолжительности отсутствия или проживания/пребывания (менее 12 месяцев или 12 и более месяцев) даст возможность оценить объемы и мотивацию краткосрочной или долгосрочной миграции по конкретным странам.
2. Трудовая деятельность населения
(экономическая характеристика)
6. Информация об экономических характеристиках населения должна собираться в отношении каждого лица, достигшего минимального возраста, установленного с учетом условий каждой страны.
7. Статус участия в составе рабочей силы. В соответствии с Резолюцией, исходя из короткого учетного (обследуемого) периода, лица могут быть классифицированы в зависимости от их статуса в составе рабочей силы в качестве занятых, безработных и лиц, не входящих в состав рабочей силы, в том числе лиц, относящихся к потенциальной рабочей силе, т.е. отдельную группу лиц, выражающих заинтересованность в получении работы. В сумме занятые и безработные составляют рабочую силу, сумма численности рабочей силы и потенциальной рабочей силы представляет расширенную концепцию рабочей силы. Классификация лиц по их статусу участия позволяет получать важную информацию об их отношении к рынку труда. Статус участия в составе рабочей силы на момент переписи описывает отношение лица к статусу участия в рабочей силе за короткий отчетный период (как правило, за семь дней или одну неделю) до начала переписи. Этот короткий период призван обеспечить получение мгновенной картины участия в рынке труда страны в учетное время переписи, но даже в течение такого короткого периода времени, как одна неделя, лица могут менять свой статус. Однако концепция измерения рабочей силы на момент обследования предусматривает присвоение каждому лицу только одного статуса активности, отдавая предпочтение "занятому" по сравнению с "безработным" и статусу "безработный" по сравнению с "вне состава рабочей силы".
8. В соответствии с пунктом 7 Резолюции "занятость означает трудовую деятельность, выполняемую в обмен на оплату или прибыль". Занятыми считаются лица, достигшие установленного возраста, которые в течение короткого учетного периода (семи дней или одной недели) работали не менее одного часа, осуществляя любую деятельность, связанную с производством товаров или оказанием услуг за плату или прибыль, включая занятых лиц, находящихся "не на работе" по причине временного отсутствия на рабочем месте или организации рабочего времени (например, из-за сменной работы, гибкого рабочего графика и отгулов за сверхурочную работу. Численность занятых лиц имеет чрезвычайно важное значение в качестве компонента разработки статистики рабочей силы, включая показатели безработицы и другие показатели недоиспользования рабочей силы, необходимые для оценки участия населения в рынке труда и для классификации населения по его статусу участия в составе рабочей силы.
9. Под "статусом в занятости" понимается тип явного или неявного договора о найме с другими лицами или организациями, с которыми работает соответствующее лицо. Статус в занятости позволяет получить информацию в отношении лиц, являющихся наемными работниками и самозанятым населением, т.е. показывает не только положение в занятии и характер связи с местом работы, но и отражает социальную структуру общества.
10. Измерение безработицы согласно рекомендациям МОТ является одним из основных направлений при мониторинге ситуации на рынке труда.
11. Безработными определяются все лица, достигшие установленного возраста, которые:
а) не были занятыми,
b) предприняли действия по поиску работы в течение установленного недавнего периода времени,
c) в настоящий момент или в ближайшие 2 недели готовы приступить к работе, если появится возможность трудоустройства.
12. Поскольку страны могут применять разный верхний возрастной уровень для измерения занятости и безработицы, для целей международной сопоставимости необходимо предусмотреть возможность при автоматизированной обработке материалов переписи получение информации по указанным характеристикам для возрастной группы 15-64 года.
13. Среди лиц, не входящих в состав рабочей силы, следует выделять потенциальную рабочую силу, т.е. отдельную группу лиц, выражающих заинтересованность в получении работы, которые:
1) предпринимали действия в поисках работы, но были не готовы приступить к работе в настоящий момент;
2) не предпринимали действия в поисках работы, однако хотели работать и были готовы приступить к работе в настоящий момент, в том числе лица, отчаявшиеся найти работу.
14. В соответствии с пунктом 6 Резолюции "трудовая деятельность означает любую деятельность, осуществляемую лицами любого пола и возраста в целях производства товаров или оказания услуг для использования другими лицами или для собственного использования".
15. Трудовая деятельность может осуществляться в экономических единицах любого типа:
1) рыночные единицы, включая единицы неформального сектора;
2) государственный сектор и некоммерческие учреждения;
3) домашние хозяйства, производящие товары или услуги для собственного конечного использования.
3. Миграция населения
16. Место рождения (Рекомендации КЕС: "страна рождения"). Под страной рождения понимается страна, в которой расположено место рождения переписываемого лица. Признак "страна рождения" используется для проведения различия между родившимися в стране и родившимися за границей постоянными жителями. Страной рождения может быть названа либо страна, где произошло физическое рождение, либо страна, где было место обычного жительства матери на момент рождения, если эти страны отличаются. Рекомендуется собирать данные о стране рождения в отношении всех лиц для проведения различия между родившимися в стране и родившимися за границей. Что касается лиц, родившихся за границей, то рекомендуется собирать информацию о конкретной стране рождения, с тем, чтобы провести классификацию родившегося за границей населения по стране рождения. Следует отметить, что страна рождения лица необязательно будет тождественна стране его гражданства, которая представляет собой отдельный признак переписи.
17. Гражданство (Рекомендации КЕС: "страна гражданства"). Гражданство определяется как установленная законом принадлежность лица к тому или иному государству, приобретенная по рождению или в порядке натурализации путем ходатайства о приобретении гражданства, оптации, вступления в брак или иным образом в соответствии с национальным законодательством. Как дополнительный признак можно собрать информацию о годе приобретения гражданства и способе его приобретения: по рождению, по заключению брака, путем натурализации, либо с использованием каких-то других способов согласно национальному законодательству. Информация о гражданстве используется для выявления иностранных граждан. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность выявления лиц без гражданства, т.е. лиц, которые не рассматриваются в качестве своих граждан каким-либо государством в соответствии со своим правом.
18. Получение информации о "стране рождения" и "стране гражданства" является важным для измерения объемов и направлений долгосрочной международной миграции. В рамках переписи населения из числа лиц, имеющих место постоянного жительства в стране, обычно выделяются две группы населения, представляющие интерес с точки зрения международной миграции: родившиеся за границей (но имеющие гражданство данной страны) и иностранцы.
19. Продолжительность проживания в данном населённом пункте (год и месяц прибытия в текущее место жительства). Под годом и месяцем прибытия понимаются календарные год и месяц, в которые лицо прибыло в последний раз для проживания в текущее место обычного жительства. Эта информация важна в сочетании с информацией, полученной на основании вопроса о прежнем месте жительства, т.к. дает возможность определения периода непрерывности проживания в стране и получение сведений относительно группы лиц, которые рассматриваются в качестве внутренних и международных мигрантов. Эта информация важна также для измерения масштабов долгосрочной и краткосрочной миграции. При положительном ответе на вопросы "Проживали ли Вы 1 год и более в других странах?" и "Из какой страны Вы прибыли и в каком году?" возможно получить наиболее полную информацию о примерной численности мигрантов.
20. Прежнее местожительство. Этот признак позволяет получить информацию о передвижениях мигрантов в место текущего жительства. При сочетании признаков "проживание за границей" и "год прибытия" можно измерить продолжительность проживания всех международных мигрантов в принимающей стране. Представляет интерес информация о причинах международной миграции. Ответ на этот вопрос предусматривает указание основной (одной) причины, которая заставила респондента совершить последнее миграционное перемещение. Для межгосударственных сопоставлений наиболее значимыми причинами являются: работа (занятость); учеба (образование и профессиональная подготовка).
21. Нахождение места работы. Под "нахождением места работы" понимается точное нахождение места, где занятое на момент обследования лицо выполняет свою работу. Основной причиной сбора информации о нахождении места работы является увязка сведений о нахождении места работы и месте обычного жительства для получения более полной картины потоков маятниковой миграции, как внутри государства, так и за пределы его границ. Однако возможно, что некоторых лиц (таких, как моряки, рыбаки, лица, работающие на морских объектах) не удастся распределить по месту работы. Таких лиц следует кодировать как не имеющих фиксированного места работы.
22. В переписной лист на временно находящихся на территории государства в момент переписи помимо существующих позиций "Страна рождения" и "Страна постоянного проживания" предлагается включить вопрос о стране прибытия в настоящий момент.
23. Вопросы модельного блока по трудовой деятельности и миграции по включению в переписные листы представлены в приложении.
Приложение
к Рекомендациям по включению
модельного блока вопросов
по трудовой деятельности
и миграции в переписные листы
государств - членов Евразийского
экономического союза при проведении
национальных переписей
населения раунда 2020 года
Рекомендуемые вопросы для модельного блока
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При проведении в государствах ЕАЭС национальных переписей населения раунда 2020 г. рекомендовано включать модельный блок вопросов по трудовой деятельности и миграции в переписные листы, текст которых размещен на официальном сайте ЕАЭС.
Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 января 2017 г. N 3 "О включении модельного блока вопросов по трудовой деятельности и миграции в переписные листы государств - членов Евразийского экономического союза при проведении национальных переписей населения раунда 2020 года"
Текст рекомендации опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 17 января 2017 г.