Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 809396-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля" (в части уточнения полномочий органов местного самоуправления по осуществлению отдельных видов контроля (надзора)) внесен Архангельским областным Собранием депутатов
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 809396-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам муниципального контроля" (в части уточнения полномочий органов местного самоуправления по осуществлению отдельных видов контроля (надзора), внесенный Архангельским областным Собранием депутатов., и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, которые направлены на пересмотр отдельных полномочий органов местного самоуправления.
Так, статьей 1 законопроекта предлагается признать утратившим силу пункт 5 статьи 5 "Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования" Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах"), тем самым исключив из данной сферы правоотношений полномочие органов местного самоуправления по "контролю за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых".
Между тем, статьей 2.3 Закона РФ "О недрах" определяются участки недр местного значения, а пунктом 4 статьи 5 Закона РФ "О недрах" к полномочиям органов местного самоуправления отнесено право местных органов на "приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках при нарушении установленных статьей 18 Закона РФ "О недрах" подходов к предоставлению в пользование участков недр местного значения.
Таким образом, без соответствующих корректировок связанных норм законодательства Российской Федерации о недрах, а также без проведения анализа правоприменительной практики профессиональных участников правовых отношений в сфере недропользования, считаем признание утратившим силу пункта 5 ст. 5 Закона РФ "О недрах" преждевременным.
Статьей 2 законопроекта вносятся изменения в статью 14 (п. 10 ч. 1) и статью 16 (п. 15 ч. 1) Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), предлагая полномочия органов местного самоуправления городского поселения и городского округа по "созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" дополнить полномочием по осуществлению контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции.
Следует отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) органами местного самоуправления принимаются решения по определению границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции.
Статьей 7 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции. С юридической точки зрения пределы компетенции органов местного самоуправления в данном случае могут распространяться только на решение вопросов по определению границ указанных выше земельных участков.
При этом, данная деятельность органов местного самоуправления реализуется в рамках их действующих полномочий по "созданию условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания" и полномочий в сфере градостроительной деятельности.
Таким образом, в этой части изменений вносить также не требуется.
Статьей 3 законопроекта вносится изменение в ч. 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ), предлагая исключить полномочие органов местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля в этой сфере деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 271-ФЗ контроль за соблюдением требований, установленных Федеральным законом N 271-ФЗ, осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции. Пределы такой компетенции определены правоустанавливающими нормами Федерального закона N 271-ФЗ, которые полностью соответствуют Федеральному закону N 131-ФЗ.
В частности, ст. 4 Федерального закона N 271-ФЗ определяется порядок организации рынка, частью 3 которой предусмотрено, что рынок организуется юридическим лицом, которому принадлежат объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании выданного органом местного самоуправления разрешения.
Кроме этого, ч. 1.1 статьи 15 и ч. 2 ст. 16 Федерального закона N 271-ФЗ установлено, что в схеме размещения торговых мест на рынках управляющая рынком компания предоставляет торговые места для осуществления торговой деятельности, к примеру, садоводам (огородникам, животноводам и др.) в количестве, определенном органом местного самоуправления муниципального образования и т.д.
Поэтому, поскольку Федеральный закон N 271-ФЗ законодательно закрепляет определенные права, обязательства и полномочия органов местного самоуправления в сфере функционирования розничных рынков, то неправомерно исключать полномочие таких органов на осуществление соответствующего контроля по данным вопросам, при его соответствии Федеральному закону N 131-ФЗ. Более того, подобная корректировка законодательства может привести к бесконтрольной деятельности розничных рынков, что недопустимо.
Статья 4 законопроекта содержит аналогичные предложения по исключению "муниципального контроля в области торговой деятельности" из статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частью 1 ст. 16 указанного Федерального закона N 381-ФЗ установлено, что "государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, муниципальный контроль в области торговой деятельности проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации". Уточнение нормы "в соответствии с законодательством Российской Федерации" говорит о том, что органы местного самоуправления осуществляют установленную Федеральным законом N 381-ФЗ деятельность в сфере государственного регулирования торговой деятельности исключительно в рамках и руководствуясь действующими полномочиями.
Более того, ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 6 Федерального закона N 381-ФЗ подтверждают действующее полномочие, когда "органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли", что отнесено Федеральным законом N 131-ФЗ в вопросам местного самоуправления.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству не поддерживает законопроект и предлагает его отклонить.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.