Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 24694-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 24694-7 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам" (далее - Договор), внесенный в Государственную Думу 11 ноября 2016 года Президентом Российской Федерации.
Оказание правовой помощи по уголовным делам является важной формой международного сотрудничества государств по борьбе с преступностью. Подписанный в городе Санкт-Петербурге 25 мая 2015 года Договор создает правовую базу российско-ланкийского двустороннего сотрудничества в вопросах оказания взаимной помощи по уголовным делам.
Правовая помощь по уголовным делам в рамках международного двустороннего договора представляет собой деятельность одного государства по выполнению в соответствии с запросом другого договаривающегося государства определенных процессуальных действий в сфере уголовного судопроизводства. К таким действиям в соответствии со статьей 2 рассматриваемого Договора, в частности, относятся: вручение документов; получение показаний или заявлений лиц; установление местонахождения и идентификация лиц и предметов; вызов свидетелей, потерпевших и экспертов на территорию запрашивающей Стороны; временная передача лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в виде лишения свободы, для дачи показаний или оказания помощи в расследованиях; передача документов, предметов и иных доказательств; предоставление разрешения на присутствие при исполнении запроса представителей компетентных органов запрашивающей Стороны; осуществление мер в отношении имущества. Следует подчеркнуть, что помимо перечисленных правовая помощь по уголовным делам в соответствии с рассматриваемым Договором может включать и любые другие виды помощи, не противоречащие законодательству запрашиваемого государства.
Договором закрепляется положение, согласно которому правовая помощь по уголовным делам оказывается в случае, если деяние, в связи с которым поступил запрос, является уголовно наказуемым и по российскому, и по ланкийскому законодательству. Однако, по своему усмотрению, запрашиваемое государство может оказывать помощь и по запросу в отношении деяний, не являющихся уголовно наказуемыми в соответствии с собственным законодательством (пункт 2 статьи 1 Договора).
В рассматриваемом Договоре четко регламентируются требования, предъявляемые к форме и содержанию запроса о правовой помощи, правилам его исполнения, вручения документов, рассмотрены случаи отказа в оказании правовой помощи. В частности, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Договора запрашиваемая Сторона может отказать в оказании правовой помощи, если исполнение такого запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, публичному порядку или иным ее существенным интересам. Указанное основание для отказа в оказании правовой помощи не предусмотрено действующим Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Таким образом, Договор содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, и подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Договор подготовлен на основе имеющейся практики разработки подобных документов. Реализация Договора будет способствовать достижению целей правосудия, защите прав и законных интересов российских граждан. Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона о ратификации Договора, его реализация не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и будет осуществляться за счет средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, участвующих в исполнении положений Договора.
По информации МИД России, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка в июле 2016 года выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления Договора в силу.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор между Российской Федерацией и Демократической Социалистической Республикой Шри-Ланка о взаимной правовой помощи по уголовным делам
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.