Заключение Общественной палаты РФ
по результатам общественной экспертизы проекта федерального закона N 280853-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"
(в части обеспечения комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Общественной палатой Российской Федерации проведена общественная экспертиза проекта федерального закона N 280853-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части обеспечения комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации) (далее - законопроект).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, авторы предлагают уточнить положения статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" с целью закрепления особого статуса научной организации - "государственный научный центр Российской Федерации" (далее - ГНЦ РФ), уточнения содержания этого понятия, закрепления в законодательстве положений о государственной поддержке ГНЦ РФ и других особенностей их правового положения.
На наш взгляд, положения статьи 5 указанного закона носят общий характер и применимы ко всем видам и формам организационно-правовых форм юридических лиц, занимающихся научной деятельностью (т.е. субъектов правоотношений в области науки и научно-технической политики).
Так, в части 2 статьи 5 законодателем приведены основания для признания научной организации государственным научным центром.
Для этого необходимо наличие нескольких оснований, отсутствие одного из которых уже не позволяет признать научную организацию государственным научным центром.
Необходимо указать на такое основание, как принадлежность научной организации к государству. Следовательно, государственным научным центром можно признать только такую научную организацию, собственником которой является государство либо государственная академия наук. Из такого условия следует, что учредителем научной организации может являться или государство в лице его органов власти либо государственная академия наук (какой-либо ее филиал или представительство). При этом важна принадлежность именно к федеральным органам государственной власти. Что касается государственной академии наук, то она также представляет собой организованную на федеральном уровне научную организацию. Однако в отличие от научных организаций, которые просто учреждены каким-либо федеральным органом государственной власти (право собственности в отношении имущества такой научной организации принадлежит ее учредителю - государству), в государственной академии наук правом собственности наделяется сама академия наук как организация. Иными словами, как указывает законодатель в статье 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", государственная академия наук представляет собой саморегулируемую научную организацию, в то время как просто научная организация, учрежденная государством, управляется тем органом государственной власти, который и учредил ее. Именно по этой причине законодатель и указал в качестве одного из оснований то, что научная организация должна быть учреждена федеральным органом государственной власти либо государственной научной академией, поскольку учредитель в обоих случаях один и тот же - федеральный орган государственной власти. Только в случае с научной академией учредивший ее орган государственной власти не может управлять академией и не имеет права собственности в отношении ее имущества.
Следующим основанием законодатель выделил то, что научная организация должна обладать уникальным оборудованием. Законодатель указывает только на уникальность оборудования, о том, как оно должно или может быть использовано, ничего не говорится. Следовательно, такое оборудование может быть использовано как в образовательных целях (научные организации могут быть разными, и в части 1 статьи 5 названного закона указывались различные их виды), так и при выполнении опытно-конструкторских, исследовательских или проектных работ. Уникальность оборудования можно определять тем, что это какая-то экспериментальная новинка в технических характеристиках такого оборудования, которая может выражаться в том, что оно по своим конструкторским особенностям значительно отличается от оборудования, обычно используемого для данных целей. Таким образом, уникальность в данном случае будет вызвана причиной усовершенствовании ранее существовавшего оборудования. Либо уникальность оборудования может выражаться в том, что оно изобретено в единственном экземпляре и полностью является новым прибором (устройством), позволяющим совершать такие действия, которые ранее никаким оборудованием не выполнялись. Это будет новинкой, а не усовершенствованием ранее существовавшего оборудования, и потому оно уникально, что не имеет аналогов нигде в мире. Однако и в первом, и во втором случае это можно считать также и изобретением, но изобретением не в том контексте, в котором это понимает авторское право, а в том смысле, что сама идея создания оборудования может быть и не нова, это не изобретение, а известно в узких научных кругах, но вот реально собрать такое оборудование может позволить себе не каждая научная организация. Например, это какой-то ускоритель протонных частиц, который не поставлен на широкое промышленное производство (просто он не будет востребован рынком), однако он необходим для исследований в области ядерной физики.
Следующим условием является то, что научная организация для признания ее государственным научным центром должна иметь в своем штатном расписании сотрудников высокой квалификации. О том, сколько должно быть таких сотрудников (их количество) и как считать их высокую квалификацию, законодатель ничего не говорит. Получается, что достаточно хотя бы двух сотрудников (ведь в Законе говорится о сотрудниках, а не о сотруднике) и они должны иметь полное оконченное высшее образование. Хотя возможно в данном случае они должны обладать и определенной научной степенью, которая и подтверждала бы их высокую квалификацию, но Закон ничего об этом не говорит.
Последнее, четвертое основание, которое выделено законодателем, это признание в научном мире заслуг и работы (результатов научной или научно-технической работы) сотрудников данной научной организации. Не ясно, что конкретно следует понимать под мировым признанием. Сотни российских ученых в области исследования прикладных наук ежегодно публикуют свои статьи в международных научных журналах. Вряд ли это можно считать научным признанием, но когда такой ученый, исследователь или конструктор становится лауреатом Нобелевской премии или других международных наград - это уже считается мировым признанием заслуг его работы. Признанием на международном уровне высокой квалификации ученого можно считать и те случаи, когда его активно приглашают читать лекции в зарубежных университетах, признают почетным доктором наук своего учебного заведения либо даже членом-корреспондентом академии наук иностранного государства. В определенных случаях, если ученый активно участвовал в различных международных конференциях и результаты его работы (его доклад) вызвал оживленную дискуссию в зале, был признан ведущими научными мировыми школами, это также можно считать мировым признанием его высокой квалификации.
В настоящее время согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 221-р "О перечне научных организаций, за которыми сохраняется статус государственного научного центра Российской Федерации" в нашей стране насчитывается 47 государственных научных центров.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации", отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике.
Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра. Руководители предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус ГНЦ РФ, ежегодно представляют Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике отчеты о деятельности руководимых ими центров. Межведомственная координационная комиссия по научно-технической политике один раз в два года производит оценку деятельности каждого государственного научного центра Российской Федерации, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса и вносит соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.
Вместе с тем, Общественная палата Российской Федерации обращает внимание, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1662-р от 17.11.2008 г. "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" предусмотрено создание 5-7 национальных исследовательский центров.
В этой связи, считаем целесообразным, внося изменения в определение государственного научного центра, уточнить понятия государственного научного центра и сделать упоминание также о национальном исследовательском центре.
Кроме того, исходя из содержания названной Концепции и из того, что целью создания национальных исследовательских центров является достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости, предлагается дополнить абзац 1 пункта 2 статьи 5 после слов "Российской Федерации" следующими словами:
", а в особых случаях в целях достижения научно-технологических прорывов по одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и (или) реализации стратегических программ (проектов) национальной значимости может присваиваться статус национального исследовательского центра Российской Федерации".
Так же рекомендуем дополнить абзац 2 пункта 2 статьи 5 после слов "Российской Федерации" словами следующего содержания:
"(национального исследовательского центра Российской Федерации)".
На основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации считает возможным поддержать проект федерального закона N 280853-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" (в части обеспечения комплексного решения вопросов деятельности государственных научных центров Российской Федерации) с учетом высказанных замечаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.