Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 32-АПГ16-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.,
при секретаре Дарькине А.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" о признании недействующим в части решения Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 г. N 4/56-420 (в редакции решения от 28 апреля 2016 г. N 4/64-478) "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, и об установлении Порядка определения коэффициента (К (%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления его значения", возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" на решение Саратовского областного суда от 23 августа 2016 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителей ООО "Торговый дом РТ" Белоногова Д.С., Новокшоновой Н.В., Осипова М.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Вольским муниципальным собранием Вольского муниципального района Саратовской области принято решение от 30 июля 2016 г. N 4/56-420, (с учетом изменений, внесенных решением Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 28 апреля 2016 г. N 4/64-478) "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, и об установлении Порядка определения коэффициента (К (%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления его значения" (далее - решение N 4/56-420).
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом РТ" обратилось в Саратовский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, в котором просило признать недействующим решение N 4/56-420 в части установленного абзацем 11 пунктом 4 коэффициента (К (%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, предоставляемого в аренду без проведения торгов, в соответствии с классификатором видов разрешенного использования для тяжелой промышленности, автомобилестроительной промышленности, строительной промышленности, легкой промышленности, фармацевтической промышленности, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, складов в размере 11,97% кадастровой стоимости, арендуемых земельных участков, а также обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что он является арендатором земельного участка, вносит арендную плату, размер которой определяется с применением коэффициента, утвержденного оспариваемым решением. Однако при установлении указанного вида разрешенного использования не проводилось расчетов, подтверждающих его экономическую обоснованность.
Решением Саратовского областного суда от 23 августа 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
Вольское муниципальное собрание Вольского муниципального района Саратовской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, одной из форм которой является арендная плата.
На основании и во исполнение названного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 4 статьи 2 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление от 16 июля 2009 г. N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Реализуя полномочия, Правительство Саратовской области приняло постановление от 27 ноября 2007 г. N 412-П "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов".
Пунктом 2 данного порядка предусмотрено применение в формуле расчета размера годовой арендной платы за использование земельного участка, предоставляемого без торгов, коэффициента (К), устанавливаемого в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка. Данный коэффициент утверждается решением представительного органа муниципального района, городского округа.
Учитывая указанные нормативные положения, суд первой инстанции правомерно признал, что решение N 4/56-420 в оспариваемой части принято без превышения полномочий представительного органа муниципального образования.
Судом первой инстанции также установлено и подтверждается материалами дела, что процедура принятия, порядок введения в действие оспариваемого решения соответствуют требованиям статей 17, 18, 48 Устава Вольского муниципального района Саратовской области, по этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Проверяя доводы административного истца относительно соблюдения при принятии решения N 4/56-420 утвержденных постановлением от 16 июля 2009 г. N 582 основных принципов определения базовых ставок арендной платы, суд первой инстанции сделал вывод о том, что установление в абзаце 11 пункта 4 коэффициента (К (%), имеющего значение 11,97, соответствует принципу экономической обоснованности.
Судебная коллегия полагает выводы суда ошибочными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 определены основные принципы, исходя из которых определяется арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или в муниципальной собственности. К ним, в частности, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учетом схожести правового регулирования данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.
В подтверждение довода о соблюдении утвержденных постановлением от 16 июля 2009 г. N 582 основных принципов определения арендной платы при принятии оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком к возражениям на административное исковое заявление приложено финансово-экономическое обоснование от 27 июля 2015 г. N 2701, содержащее выводы об экономической обоснованности размеров коэффициентов.
Между тем, как следует из содержания данного обоснования, выполнение работ по экономическому обоснованию коэффициентов, применяемых для определения арендной платы, обусловлено изменением удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.метра земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования. При проведении анализа изменения кадастровой стоимости земельных участков для производственной деятельности за период с 11 января 2013 г. по 27 июля 2015 г. установлено значительное изменение величины среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в сторону снижения в 6 раз.
Снижение кадастровой стоимости земельного участка повлекло увеличение коэффициента с 2% до 11,97%, но однако данный коэффициент не может быть признан соответствующим принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы позволили определить обоснованность расчета коэффициента "К", в частности, не представлены документы, содержащие многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки.
Административным ответчиком определен коэффициент, применяемый для определения арендной платы в зависимости от видов разрешенного использования без анализа и оценки доходности земельного участка.
В материалы дела представлены обоснования, из которых следует, что увеличение коэффициента арендной платы связано также и с изменением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и цен на продукты питания, входящих в потребительскую корзину. Однако эти критерии не могут в значительной мере повлиять на доходность земельного участка, повышая арендную плату в 6 раз.
Иных доказательств, свидетельствующих о проведении расчетов, анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков на территории Вольского муниципального района Саратовской области, предшествовавших установлению оспариваемого коэффициента, в материалы не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Саратовского областного суда от 23 августа 2016 г. отменить.
Признать недействующим решение Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 30 июля 2015 г. N 4-56-420 "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района Саратовской области и государственная собственность на которые не разграничена на территории Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления Порядка определения коэффициента (К (%), применяемого для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Вольского муниципального района, представляемые в аренду без торгов и установления его значения" (в редакции решения Вольского муниципального собрания Вольского муниципального района Саратовской области от 28 апреля 2016 г. N 4\64-478) в части установленного абзацем 11 пункта 4 значения коэффициента (К%) равным 11,97 в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для тяжелой промышленности, автомобилестроительной промышленности, строительной промышленности, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажной промышленности, складов" с даты принятия настоящего отделения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 декабря 2016 г. N 32-АПГ16-11
Текст определения официально опубликован не был