Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 50224-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 50224-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О естественных монополиях" и статью 29 Федерального закона "Об электроэнергетике", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях повышения прозрачности и эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и снижения темпов роста тарифов на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий.
Законопроект предусматривает введение государственного регулирования инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий, заключающегося в установлении порядка формирования указанными субъектами инвестиционных программ и введении процедуры их одобрения (утверждения) уполномоченным органом, требований к их координации с документами стратегического планирования Российской Федерации, а также к осуществлению контроля за ходом реализации одобренных (утверждённых) инвестиционных программ.
В действующем законодательстве согласование инвестиционных программ субъектов естественных монополий с органами государственной власти (органами местного самоуправления) предусмотрено только в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Данные меры обусловлены необходимостью контроля за развитием принадлежащей указанным субъектам инфраструктуры и обеспечением соответствующего качества предоставляемых услуг.
В отношении остальных субъектов естественных монополий законом установлена только обязанность обеспечивать свободный доступ к сведениям об инвестиционных программах и отчетам об их реализации (статьи 8 и 8.1 Федерального закона "О естественных монополиях"). Помимо этого субъекты естественных монополий обязаны предоставлять регулирующему органу проекты планов капитальных вложений (инвестиций в основной капитал), а регулирующий орган - осуществлять контроль за инвестициями и сделками, стоимость которых составляет более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему балансу, если такие вложения осуществляются монополиями в производство нерегулируемых товаров, либо хозяйствующими субъектами для целей приобретения прав собственности, владения и (или) пользования имуществом субъекта естественной монополии.
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, объём капитальных вложений субъектов естественных монополий в сферах, в которых согласование инвестиционных программ отсутствует, составил в 2015 году около 1,2 трлн. рублей. Из них, в сфере железнодорожных перевозок - 373 млрд. рублей, в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам - 268 млрд. рублей, в сфере транспортировки газа по трубопроводам - 255 млрд. рублей, в услуги электрической связи - 128 млрд рублей. При этом объем капитальных вложений субъектов естественных монополий в течение последних четырех лет увеличивался примерно на 100 млрд. рублей ежегодно.
Данные затраты учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) на услуги естественных монополий, а также их предельных уровней, как необходимые для проведения соответствующих мероприятий по поддержанию инфраструктуры. При этом износ основных фондов в ряде сфер естественных монополий остается на крайне высоком уровне (50% и более). В ряде регулируемых сфер сложился дефицит мощностей и пропускной способности инфраструктуры, с использованием которой субъектами естественных монополий производятся товары (оказываются регулируемые услуги), но строительство новых объектов и реконструкция действующих ведутся низкими темпами.
В этой связи, введение госрегулирования инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий позволит повысить эффективность вложения в экономику столь значительных ресурсов и оптимизировать расходы естественных монополий в интересах потребителя.
Решению этой задачи будет также способствовать внедрение технологического и ценового аудита инвестиционных проектов субъектов естественных монополий и субъектов электроэнергетики, предусмотренное законопроектом. Заключение, подготовленное экспертной организацией, самостоятельно выбранной субъектом естественной монополии, подлежит рассмотрению уполномоченным органом при принятии решения об одобрении (утверждении) инвестиционной программы и рассмотрении инвестиционных проектов, включённых в её состав. Исключение предлагается сделать только для инвестпроектов субъектов естественных монополий в сферах захоронения радиоактивных отходов, услуг по передаче тепловой энергии, сфере водоснабжения и водоотведения.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что в материалах к законопроекту не представлена оценка последствий его принятия для субъектов предпринимательской деятельности, учитывающая установление новых требований, дополнительные издержки, связанные с оплатой аудиторских услуг, иные риски реализации проектов, в том числе имеющих стратегическое значение для экономики страны. Кроме того, процедура согласования инвестпрограмм уполномоченным органом, включая урегулирование разногласий, будет сопряжена с дополнительными временными затратами, сроки проведения которых также не определены в законопроекте.
В целом, изменения, предусмотренные законопроектом, имеют рамочный характер и не позволяют получить исчерпывающее представление о том, каким образом государство будет регулировать инвестиционную деятельность естественных монополий и увязывать целевые показатели инвестпрограмм с документами стратегического планирования.
Предполагается, что конкретные действия и полномочия ответственных органов при рассмотрении инвестпрограмм, требования к их содержанию, правила проведения аудита и контроля будут установлены актами Правительства Российской Федерации.
В этой связи Комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации до рассмотрения законопроекта во втором чтении подготовить проекты актов, регламентирующих проведение указанных выше процедур и представить их на рассмотрение экспертного сообщества.
С учетом изложенного, Комитет поддерживает концепцию внесенного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.