Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 965777-6 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"
(в части изменения порядка посещения природных парков),
внесенный Мурманской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды в части вопросов его ведения рассмотрел проект федерального закона N 965777-6 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части изменения порядка посещения природных парков) (далее - законопроект), внесенный Мурманской областной Думой (далее - автор), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить статью 21 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях") новым положением, согласно которому государственным учреждениям, созданным субъектами Российской Федерации и осуществляющим управление природными парками предоставляется возможность взимать плату с физических лиц за посещение территорий природных парков в целях туризма и отдыха. Порядок определения такой платы, по предложению автора, будет устанавливаться высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в настоящее время Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" установлена норма о возможности взимания федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление заповедниками и национальными парками, платы за посещение физическими лицами таких территорий в целях познавательного туризма и отдыха.
В то же время, возможность взимания платы за посещение физическими лицами иных особо охраняемых природных территорий установлена, в том числе и в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, в подпункте 20 части 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что заповедники, национальные парки, ботанические сады, природные парки и ландшафтные парки имеют возможность реализации входных билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и иных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок.
Таким образом, допуская возможность взимания платы с физических лиц за посещение природных парков, действующее законодательство не регулирует эти отношения в полном объеме.
Кроме того, установление платы за посещение природных парков позволит увеличить объем средств, направляемых на развитие туристической инфраструктуры и обеспечение эффективной системы охраны территорий природных парков.
В этой связи, Комитет считает, что законодательная инициатива, направленная на повышение эффективности охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, заслуживает внимания.
В то же время, Комитет считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Согласно статье 18 вышеназванного Федерального закона природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение.
Создание природных парков, утверждение положения о природном парке, а также определение конкретных особенностей, зонирование и режим каждого природного парка осуществляются решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи, создание прозрачного и единообразного механизма доступа граждан к рекреационным, культурно-просветительским природным и иным объектам в субъектах Российской Федерации является одной из главных задач.
Комитет считает, что представленный законопроект в полной мере поставленной задачи не решает.
Так, автор не предусмотрел в законопроекте нормы, определяющие порядок посещения гражданами природных парков, в том числе за плату и бесплатно. В том числе, дефиниция "плата за посещение особо охраняемых природных территорий" не обязательно включает в себя плату за входные билеты. В этой связи в тексте законопроекта должно содержаться указание на то, что подразумевается под такой платой (плата за входные билеты и абонементы на посещение природных и иных объектов, экскурсионные билеты, экскурсионные путевки или другое).
Кроме того, из законопроекта остается не ясным, в каких случаях государственными учреждениями субъектов Российской Федерации "может взиматься" плата за посещение природных парков, а в каких нет.
Следует учитывать, что бесплатными должны остаться эколого-просветительская работа, направленная на формирование экологической культуры населения (организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций, организация работы школьных лесничеств, создание и организация работы юннатских кружков, и другое).
Применение в законопроекте формулировки "государственные учреждения, созданные субъектами Российской Федерации и осуществляющие управление природными парками" является некорректным, поскольку в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" используется формулировка "управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательстве порядке".
Учитывая изложенное, Комитет считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 965777-6 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (в части изменения порядка посещения природных парков), с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.