Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 45980-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 45980-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан во исполнение подпункта "к" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18 августа 2015 г. N Пр-1659, предусматривающего внесение изменений в законодательство Российской Федерации по включению в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП) объектов капитального строительства, мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), объектов недвижимого имущества, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
Вносимые законопроектом изменения статьи 179.1 Бюджетного кодекса устанавливают, что в ФАИП включаются объекты капитального строительства и мероприятия, по которым предусматривается предоставление из федерального бюджета:
- субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на осуществление капитальных вложений в объекты указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и объекты их дочерних обществ первого и второго уровней кооперации;
- бюджетных инвестиций головным организациям вертикально интегрированных структур на осуществление капитальных вложений в объекты их дочерних обществ, которые в настоящее время в ФАИП не включаются;
- субсидий юридическим лицам, сто процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты указанных юридических лиц.
Необходимо отметить, что требования о включении в ФАИП не распространяются на:
- бюджетные инвестиции организациям железнодорожного транспорта (в случаях, предусмотренных актами Правительства РФ);
- субсидии на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог федерального значения, передаваемых в доверительное управление (ГК "Автодор");
- бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Счетная палата отмечает, что обоснования необходимости данного исключения в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют.
Также отмечается, что в случае нераспространения порядка формирования и реализации ФАИП на указанные объекты порядок предоставления бюджетных инвестиций организациям железнодорожного транспорта, субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление, остается нормативно неурегулированным.
В целях законодательного урегулирования вышеуказанных субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям предлагается установить в отдельной статье 78.3 Бюджетного кодекса порядок осуществления расходов федерального бюджета на предоставление данных субсидий, в том числе на осуществление капитальных вложений..
Данной статьей устанавливаются:
- виды субсидий, предоставляемых государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, в зависимости от целей их предоставления (пункты 1 и 12);
- положения о предоставлении государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации только при их создании (подпункт 1 пункта 1);
- в отношении субсидий на капитальные вложения - требование о принятии Правительством РФ решений (в установленном им порядке), что позволит применять методику оценки эффективности капитальных вложений, которая в настоящее время проводится по объектам государственной собственности и объектам юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, включаемым в ФАИП (подпункт 1 пункта 1);
- полномочия Правительства РФ на утверждение правил предоставления субсидий и требования к содержанию указанных правил (пункт 3);
- утверждение субсидий в отдельном приложении к федеральному закону о бюджете по аналогии со взносами в уставные капиталы юридических лиц, что позволит повысить прозрачность показателей бюджета (пункт 4);
- положения об осуществлении операций с субсидиями (если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете) на счетах в органах Федерального казначейства (пункт 6);
- механизм использования в текущем финансовом году остатков субсидий (за исключением субсидий в виде имущественного взноса Российской Федерации), не использованных в отчетном финансовом году, на те же цели либо на иные цели, а также требование о возврате указанных остатков в федеральный бюджет в случае отсутствия потребности в них (подпункт 5 пункта 8);
- требование о возврате государственной корпорацией (компанией), публично-правовой компанией полученных средств, в случае установления факта нарушения целей и условий предоставления субсидии (пункт 11).
Законопроектом предлагается дополнить пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса основанием для перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение госзадания в случае внесения изменений в госзадание. Предложенное основание актуально, если учреждение оказывает госуслуги в разных отраслях (медицина, образование, наука), и направлено, в частности, на избежание образования остатков субсидии на конец года. При перераспределении бюджетных ассигнований главным распорядителем могут быть учтены результаты деятельности учреждения на основании данных предварительных отчетов о выполнении госзадания.
Однако, данная норма может оказать отрицательное влияние на качество формирования государственного задания и его финансового обеспечения, а также содержать риски недостижения определенных государственным заданием требований к качеству, объему (содержанию) и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Комитет отмечает, что перераспределение бюджетных средств сводной бюджетной росписью затруднит осуществление парламентского контроля.
В предлагаемом новом абзаце статьи 72 Бюджетного кодекса применяется термин "период отзыва лимитов бюджетных обязательств", который не определен в бюджетном законодательстве. С учетом этого требуется конкретизация данного термина в проектируемом положении.
В соответствии с новым абзацем 3 пункта 4.1 статьи 79 Бюджетного кодекса установлено положение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. При этом указанные объекты подлежат передаче в уставные (складочные) капиталы названных юридических лиц. В этой связи, а также учитывая, что государственная или муниципальная собственность возникает на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов таких юридических лиц, по мнению Правового управления Государственной Думы, в целях эффективного расходования бюджетных средств, в рассматриваемой норме требуется уточнить объем долевого участия соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, который будет учитываться при принятии решения о передаче полномочий.
Законопроектом предлагается дополнить статью 69.2 Бюджетного кодекса нормой, устанавливающей критерии невыполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг бюджетными и автономными учреждениями, при котором часть субсидии на госзадание подлежит возврату в бюджет.
Согласно предлагаемым нормам государственное задание считается не выполненным в случае недостижения показателей объема оказываемых государственных услуг.
Согласно пояснительной записке данная норма позволит создать условия для повышения качества оказания государственных услуг и повысить ответственность учреждений при выполнении госзадания.
Необходимо отметить, что плановые показатели, характеризующие качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), также устанавливаются государственными (муниципальными) заданиями в соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса.
По мнению Правового управления Государственной Думы и Счетной палаты представляется целесообразным установить, что государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).
Законопроект также предусматривает ряд иных поправок в Бюджетный кодекс в целях повышения эффективности использования бюджетных средств, в том числе в части урегулирования порядка предоставления, а также возврата и использования остатков субсидий из федерального бюджета "под фактическую потребность" (в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии).
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам поддерживает концепцию проекта федерального закона N 45980-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом доработки ко второму чтению в соответствии с представленными замечаниями.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.