Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 января 2017 г. N 03-07-07/2817
Вопрос: ООО имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, а также включено в реестр поставщиков социальных услуг.
По общему правилу, все операции по реализации услуг на территории России облагаются НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Перечень исключений приведен в ст. 149 НК РФ.
ООО осуществляет операции по реализации следующих социальных услуг:
- оказание услуг по размещению в пансионате и оказанию социально-бытовых и социально-психологических услуг на основании трехсторонних договоров (исполнитель (ООО, Получатель услуг - физическое лицо; Заказчик/Плательщик - физическое лицо);
- оказание социальных услуг на основании договора, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Возможность применения к указанным операциям льгот, предусмотрено следующими статьями:
- подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающим освобождение от обложения НДС реализации "услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты ", и
- подп. 14.1. п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающим освобождение от обложения НДС реализации "услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ".
В то же время, в подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо закреплено, что его положения распространяются на услуги, оказываемые "в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Подпункт 3 п. 2 ст. 149 НК РФ подобных условий не устанавливает.
Проанализировав действующее законодательство России и подзаконные акты, можно сделать вывод об отсутствии легальной дефиниции понятий "услуги по уходу" и "уход".
В силу прямого указания подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ необходимость ухода за постояльцами пансионатов должна быть подтверждена заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.
Однако действующим законодательством не установлен порядок получения подобных заключений. Также не установлено критериев для признания лица нуждающимся в уходе.
Просим разъяснить порядок получения заключения, в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ, предусматривающим освобождение от обложения НДС реализации "услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты".
Достаточно ли получения заключения частной медицинской организации, или дополнительно нужно получать заключение от органов социальной защиты населения? Какое должно быть содержание и форма данного заключения(-ий)?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения подпункта 3 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями организаций здравоохранения, органов социальной защиты населения и (или) федеральных учреждений медико-социальной защиты.
Порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании определяется в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления.
Учитывая изложенное, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление предусмотренных Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена в т. ч. органом госвласти субъекта Федерации, уполномоченным на осуществление, предусмотренных Законом об основах соцобслуживания граждан России, полномочий в указанной сфере.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 января 2017 г. N 03-07-07/2817
Текст письма официально опубликован не был