Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (по вопросу порядка оказания коммунальных услуг и отношений в сфере управления многоквартирными домами)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", внесенный внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, М.Л. Шаккумом, П.Р. Качкаевым, В.Е. Булавиновым, А.М. Меткиным, П.М. Федяевым, Р.А. Баталовой, В.П. Водолацким, М.Т. Гаджиевым, Н.И. Борцовым, а также М.М. Абасовым, Б.К. Балашовым, Р.Ф. Абубакировым, М.Х. Юсуповым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы (далее - законопроект).
Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, возникающих при организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами. В целом концепция законопроекта заслуживает внимания и одобрения, так как позволяет решить множество спорных вопросов, которые стоят перед участниками указанных правоотношений.
Вместе с тем в законопроекте содержатся положения, с которыми Комитет не может согласиться.
1. Законопроектом (пункт 2 статьи 1) предлагается дополнить перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме работами по оборудованию многоквартирных домов пандусами в целях обеспечения доступности общего имущества в многоквартирном доме для маломобильных групп населения.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 4 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ (далее - Конвенция) Российская Федерации взяла на себя обязательство по принятию законодательных мер для осуществления прав, признаваемых Конвенцией. Одним из признаваемых Конвенцией прав является право на беспрепятственный доступ инвалидов к жилым домам. Так, пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическом окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В связи с чем, Комитет признает крайне необходимым совершенствование законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов в многоквартирных домах.
Первым шагом на пути законодательного регулирования обеспечения доступной среды для инвалидов в многоквартирных домах стал Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", которым Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен положениями, направленными на обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирном доме.
Во исполнение данного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 9 июля 2016 года N 649, определяющее требования, которым должно отвечать жилое помещение и общее имущество в многоквартирном доме для обеспечения потребностей инвалидов.
Исходя из этих требований, представляется очевидным, что в большинстве многоквартирных домов сложившейся застройки отсутствуют условия для беспрепятственного доступа инвалидов к занимаемым ими жилым помещениям, в частности, наличие пандуса и разворотной площадки для кресла-коляски перед пандусом.
По смыслу действующих положений Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению возлагается на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это следует также из части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", возлагающей соответствующую обязанность на органы публичной власти. При этом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, а поддержка и социальное обслуживание - субъектов Российской Федерации. Из приведенных законоположений не следует, что органы государственной власти обеспечивают условия для беспрепятственного доступа инвалидов за счет средств граждан и организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме.
Поэтому, по мнению Комитета, рассматриваемое положение законопроекта следует исключить.
2. Из законопроекта следует исключить пункт 4 статьи 1, так как аналогичное изменение уже внесено в Жилищный кодекс Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 355-ФЗ.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует субъектам права законодательной инициативы доработать проект федерального закона N 890949-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" с учетом изложенных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.