Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-05-06-01/71252
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение, и по вопросу о налогообложении сообщается следующее.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество физических лиц входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования имущества.
Средства от уплаты данного налога зачисляются в доходы местных бюджетов и направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, обязаны платить законно установленный налог в отношении соответствующего имущества.
Одновременно сообщается, что целью введения нового порядка исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости является не повышение налоговой нагрузки на граждан, а переход к более справедливому налогообложению.
В связи с этим Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены обязательные на всей территории Российской Федерации налоговые вычеты в отношении объектов жилого назначения. Например, в отношении жилого дома предусмотрен налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома.
Согласно статье 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований в отношении объектов жилого назначения, гаражей и хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не могут превышать 0,3 процента кадастровой стоимости.
Таким образом, в целях расширения полномочий органов местного самоуправления по регулированию налоговой нагрузки на территории муниципального образования на федеральном уровне установлены лишь предельные значения налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц.
Статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены отдельные категории граждан, освобождаемые от уплаты налога на имущество физических лиц.
Установленные главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации меры социальной защиты (налоговые вычеты, налоговые льготы) являются минимальными. Представительные органы муниципальных образований вправе увеличивать размеры налоговых вычетов, снижать налоговые ставки (вплоть до нуля), устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На федеральном уровне установлены лишь предельные значения ставок по налогу на имущество физлиц.
Предусмотренные НК РФ меры соцзащиты (вычеты, льготы) являются минимальными. Местные власти вправе увеличивать размеры вычетов, снижать ставки (вплоть до нуля), устанавливать дополнительные льготы и основания для их использования.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 декабря 2016 г. N 03-05-06-01/71252
Текст письма официально опубликован не был