Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 декабря 2016 г. N 03-03-06/3/73328
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налога на прибыль организаций затрат, произведенных бюджетным учреждением, и сообщает следующее.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) на бюджетные учреждения - получателей средств целевого финансирования в виде субсидий возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.
Положениями пункта 1 статьи 272 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
При этом согласно статье 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, учитывая положения вышеназванных статей НК РФ расходы, произведенные бюджетными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и не подлежат распределению в пропорции согласно пункту 1 статьи 272 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.
Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение).
Согласно пункту 41 Положения уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения государственного задания осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (пункт 11 Положения).
Пунктами 14, 15 и 32 Положения установлено, что значения нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) подлежат утверждению.
Указанные нормативные затраты учитываются при формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год, в пределах которых осуществляется финансовое обеспечение выполнения государственного задания (пункты 38, 39 Положения).
Таким образом, к расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся фактически осуществленные расходы (в том числе, на уплату земельного налога, транспортного налога, налога на имущество) рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет средств целевого финансирования в виде субсидий.
Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что данные расходы относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, при их соответствии критериям статьи 252 НК РФ, подлежат распределению в соответствии с пунктом 1 статьи 272 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ установлено, что расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.
Разъяснено, что расходы, произведенные бюджетными учреждениями за счет средств целевого финансирования, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Они не подлежат распределению в пропорции согласно вышеприведенной норме НК РФ.
К расходам, не учитываемым бюджетными учреждениями при налогообложении прибыли, относятся фактически осуществленные затраты (в том числе на уплату земельного, транспортного налогов, налога на имущество), рассчитанные исходя из нормативов, которые должны покрываться за счет субсидий.
Расходы, произведенные сверх нормативных затрат, при условии, что они относятся и к деятельности, приносящей доход, и к уставной бюджетной деятельности, подлежат распределению в соответствии с вышеприведенной нормой НК РФ.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 декабря 2016 г. N 03-03-06/3/73328
Текст письма опубликован в журнале "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", март 2017 г., N 3