Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 48913-7 "О внесении изменений в статьи 169 и 251 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения сведений, указываемых в счете-фактуре, а также доходов, не учитываемых при определении налоговой базы), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 48913-7 "О внесении изменений в статьи 169 и 251 Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Проектом федерального закона вносятся изменения в статью 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), предусматривающие указание идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) в счетах-фактурах, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, а также при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Кроме того, законопроектом предусматривается включить в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, доходы в виде имущества (за исключением субсидий), полученного управляющей компанией, являющейся акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и деятельность которой предусмотрена Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - акционерное общество).
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, его принятие позволит усилить контроль за использованием средств федерального бюджета, а также в полном объеме направлять получаемое акционерным обществом имущество на осуществление деятельности по управлению территорией опережающего социально-экономического развития.
Учитывая, что в соответствии со статьей 169 Налогового кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога на добавленную стоимость к вычету, представляется маловероятным, что включение в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры идентификатора государственного контракта, договора (соглашения) будет способствовать достижению поставленных законопроектом целей.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что используемая законопроектом терминология не находит однозначного толкования в действующем законодательстве, что может повлечь трудности в правоприменительной практике и споры налогоплательщиков с налоговыми органами. Термин идентификатор государственного контракта определен только для целей Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", в котором он определяется как уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.
В то же время данный термин используется при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), которое предусмотрено Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Идентификатор государственного контракта указывается в контрактах (договорах, соглашениях) в рамках исполнения сопровождаемого государственного контракта и формируется в порядке, устанавливаемом Федеральным казначейством.
В связи с этим, при доработке законопроекта ко второму чтению представляется необходимым уточнить, о каком идентификаторе государственного контракта идет речь.
Используемая в проектируемом подпункте 3.5 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса формулировка "в виде имущества (за исключением субсидий)" представляется некорректной в виду того, что согласно статье 38 Налогового кодекса под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, к которым в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Кроме того, статью 2 законопроекта, устанавливающую порядок вступления федерального закона в силу, необходимо привести в соответствие с текущей календарной датой.
К законопроекту поступило 13 положительных отзывов законодательных органов власти субъектов Российской Федерации и 8 отрицательных. За принятие законопроекта высказалось 31 исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, против - 1.
Учитывая в тоже время направленность законопроекта на повышение эффективности функционирования территорий опережающего развития, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 48913-7 "О внесении изменений в статьи 169 и 251 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.