Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации"
(в части определения налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций)",
внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Предлагаемыми законопроектом изменениями в статью 214.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливаются особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно. А именно, предусматривается, что налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
Таким образом, законопроектом предлагается налогообложение указанных доходов физических лиц в случае превышения суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход. При этом следует отметить, что поручением Президента Российской Федерации от 17.11.2016 N Пр-2228 (подпункт "а" пункта 1) предусматривается освобождение от налогообложения доходов физических лиц в виде процентов, выплачиваемых российскими организациями по обращающимся облигациям. С учетом изложенного порядок освобождения от налогообложения указанных доходов физических лиц требует дополнительного обсуждения.
Также следует отметить, что в проектируемой статье 214.2 Кодекса устанавливаются особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно. При этом в предлагаемой редакции статьи 214.1 Кодекса не уточняется период, в который эмитированы облигации, доходы в виде процента (купона, дисконта) по которым не включается в доходы по операциям с ценными бумагами.
Также законопроектом статья 217 Кодекса дополняется положением об освобождении от налогообложения доходов в виде дисконта, получаемых физическими лицами при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на создание равных условий налогообложения доходов физических лиц в виде процента (купона), получаемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно, и доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с предлагаемой редакцией статьи 2 законопроекта проектируемый федеральный закон может вступить в силу не ранее 1 января 2018 года. При этом законопроектом предусматривается внесение изменений в налогообложение доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года включительно. В связи с этим требует дополнительного обсуждения вопрос распространения действия положений законопроекта на 2017 год.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации данный законопроект поддерживается.
Учитывая изложенное Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 46023-7 "О внесении изменений в главу 23 Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.