Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен проект федерального закона N 40165-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)", внесенный Правительством Российской Федерации.
Названный законопроект направлен на уточнение предельного срока содержания под стражей и порядка продления срока содержания под стражей в период досудебного производства.
Как указано в пояснительной записке, законопроект подготовлен в связи с несогласованностью уголовно-процессуальных норм, регламентирующих сроки предварительного расследования и сроки содержания под стражей. Согласно части второй статьи 162 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. В то же время срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется в соответствии с частью девятой статьи 109 названного Кодекса с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд, то есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела. В связи с чем следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок предварительного следствия или дознания исключительно в целях содержания обвиняемого под стражей в период рассмотрения прокурором уголовного дела, то есть, когда дальнейшее производство следственных действий уже не требуется, а производство расследования фактически окончено.
На основании изложенного предлагается в части девятой проектной статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации установить срок содержания под стражей в период досудебного производства, в который включить срок содержания под стражей в период предварительного расследования и срок содержания под стражей в период рассмотрения уголовного дела прокурором. При этом срок содержания под стражей в период предварительного расследования должен исчисляться с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору.
Кроме того, в новой части восьмой.1 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предусматривается, что по уголовному делу, направляемому прокурору, срок содержания под стражей может быть продлен судом по ходатайству следователя или дознавателя для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу.
Предлагается сохранить также и полномочие прокурора на обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. При этом такой срок может быть продлен судом до 30 суток (часть восьмая.3 проектной статьи 109 и часть первая.1 проектной статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). В то же время исключается полномочие прокурора на обращение в суд с ходатайством о продлении срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом (пункт 4 законопроекта).
Статья 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации дополняется частью восьмой.2, устанавливающим порядок продления срока содержания под стражей в случае возвращения уголовного дела прокурором и обжалования данного решения вышестоящему прокурору следователем или дознавателем.
Концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем, по мнению Комитета, требует уточнения вопрос о соотношении правил исчисления срока содержания под стражей отдельно для периода досудебного производства и периода предварительного расследования с положениями частей 1 - 3 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающих предельные сроки содержания под стражу. В частности, из законопроекта не ясно, распространяются ли предельные сроки содержания под стражу только на стадию предварительного расследования или также и на период рассмотрения поступившего уголовного дела прокурором. Если законопроектом предполагается, что установленные частями 1 - 3 статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предельные сроки содержания под стражей не будут распространяться на стадию рассмотрения прокурором поступившего к нему уголовного дела, то это означает увеличение предельных сроков содержания под стражей, например, при производстве предварительного следствия, на 10 дней, а в случае сложности или большого объема уголовного дела - на 30 дней (части первая и первая.1 статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), что в определенной степени может повлечь ограничение прав обвиняемых, содержащихся под стражей.
Комитет обращает также внимание, что отдельные проектные положения (частности, пункты "в" и "г" части 2 законопроекта) содержат значительное количество ссылок на другие нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что затрудняет их правильное восприятие.
Высказанные выше замечания можно учесть при подготовке указанного законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 40165-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.