Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 1127146-6 "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения перечня полномочий субъектов Российской Федерации)",
внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству от 12 января 2017 г. N 15(11))
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рассмотрен указанный проект федерального закона.
Законопроект предусматривает внесение в часть 2 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменения, в соответствии с которым органам местного самоуправления могут быть переданы законами субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, отсутствие предлагаемой нормы в действующей редакции части 2 статьи 1.3.1 Кодекса порождает правовую неопределенность и двусмысленность положений, определяющих полномочия органов местного самоуправления при осуществлении переданных им полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Авторы законопроекта полагают, что внесение в Кодекс предлагаемых изменений позволит исключить неопределенность и неоднозначное толкование таких положений.
В соответствии с частью 2 статьи 1.3.1 Кодекса в действующей редакции органы местного самоуправления могут наделяться законами субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации, такими как:
создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации
определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Процессуальные полномочия указанных комиссий, членов указанных комиссий, а также должностных лиц, которые вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, урегулированы положениями Раздела IV Кодекса. При необходимости уточнения рассматриваемых полномочий, включая, в частности, объем процессуальных действий, вытекающих из права составлять протоколы об административных правонарушениях, соответствующие изменения необходимо вносить именно в Раздел IV Кодекса.
В то же время, предлагаемые же изменения не позволяют уточнить содержание и объем процессуальных полномочий, поскольку, как справедливо отмечают в пояснительной записке авторы законопроекта, содержание понятия "организация производства по делам об административных правонарушениях" в Кодексе не раскрыто, при этом ими также не предлагается определения содержания этого понятия.
Следует также отметить, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 6 указанной статьи такие полномочия не могут быть переданы законом субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.
Учитывая изложенное Комитет полагает, что принятие рассматриваемого проекта федерального закона в предлагаемой редакции не только не позволит уточнить объем полномочий, которые могут быть законом субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления, но и породит коллизию положений Кодекса и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Комитет по государственному строительству и законодательству не поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.