Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в части вопросов ведения комитета проект федерального закона N 1118735-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (в части запрета захоронения отходов в Арктической зоне Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Сысоевым, К.И. Черкасовым.
С целью защиты экологии Арктики данным законопроектом предлагается ввести запрет на захоронение отходов на территории Арктической зоны Российской Федерации. Данная мера по мнению авторов законодательной инициативы остановит рост количества имеющихся отходов на территории Арктической зоны Российской Федерации, не усугубляя экологическую обстановку в регионе.
В соответствии с пунктом 2 Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18 сентября 2008 г. N Пр-1969, под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, определенные решением Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 22 апреля 1989 г., а также земли и острова, указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане", и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.
В целях реализации указанных Основ Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" определен перечень таких сухопутных территорий, в который включены, в том числе, территории некоторых субъектов Российской Федерации и территории ряда муниципальных образований.
Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г., предусматривается необходимость ограничения ввоза на территорию Арктической зоны Российской Федерации продукции, тары и упаковки, утилизация которых экономически и технологически не обеспечена.
В этой связи, концептуально поддерживая указанные в пояснительной записке цели законопроекта, комитет вместе с тем считает необходимым обратить внимание на следующее.
Запрет на захоронение отходов в Арктической зоне Российской Федерации приведет к необходимости вывоза за ее пределы отходов, не подлежащих утилизации. Вместе с тем остается неясным, куда будут перемещаться отходы после их образования.
Наряду с механизмом реализации и финансовым обеспечением вышеуказанных мероприятий, с точки зрения комитета, необходимо также учитывать возможность появления негативных экономических и социальных последствий в результате реализации проектируемых законопроектом норм в представленной редакции.
Так сопроводительные материалы к законопроекту не содержат экономических расчетов последствий изменения размера платы потребителей, в том числе граждан, на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Следует также учитывать финансовые риски предприятий - природопользователей и лицензиатов.
Необходимо также обратить внимание на наличие значительных объемов отходов производства и потребления, накопленных в предыдущие годы освоения этого региона. Не предусматриваются нормы по ликвидации уже захороненных чрезвычайно опасных отходов (радиоактивные отходы) в Арктической зоне Российской Федерации, а также по ликвидации или консервации уже существующих объектов размещения.
Таким образом правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления в Арктической зоне Российской Федерации, а также очистки сточных вод и выбросов в атмосферу должно осуществляться системно с учетом повышенной уязвимости природных объектов, длительности восстановления нарушенных экологических систем и уже накопленного экологического ущерба на этой территории.
По мнению комитета, вопрос такого правового регулирования может быть решен в разрабатываемом в настоящее время Правительством Российской Федерации проектом федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации". Указанный законопроект разработан во исполнение пунктов 1 и 2 раздела I протокола совместного заседания президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с членами Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 20 ноября 2015 г. N 4, поручения Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N РД-П16-2213 и направлен на обеспечение соблюдения национальных интересов и создание условий для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока отмечает необходимость системного урегулирования вопросов, связанных с обращением с отходами производства и потребления в Арктической зоне, и полагает, что рассматриваемый законопроект нуждается в доработке.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.