Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 77072-7 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Сидякиным, П.Р. Качкаевым, В.Е. Булавиновым, К.М. Бахаревым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается продлить приватизацию жилищного фонда в Российской Федерации до 1 января 2020 года и одновременно ограничить круг лиц, которые имеют право на приватизацию жилых помещений. Такая возможность предоставляется гражданам, проживающим на территориях Республики Крым и города Севастополя, гражданам, подлежащим переселению из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании срока действия договора найма предоставленного им специализированного жилого помещения.
В связи с этим обращаем внимание на положения статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
При этом также следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, высказанную в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой", о том, что право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Таким образом, нуждается в дополнительном обсуждении установление возможности приватизации жилых помещений нанимателями, проживающими только в двух субъектах Российской Федерации, поскольку это нарушает принцип равенства граждан в зависимости от места жительства на территории Российской Федерации.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.