Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 29953-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части невозможности применения положений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в отношении лиц, совершивших отдельные виды преступлений, а также невозможности объявления амнистии в отношении таких лиц", внесенному депутатом Государственной Думы О.А. Ниловым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статьи 79 "Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания" и 84 "Амнистия" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), установив запрет на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и объявление амнистии в отношении лиц, совершивших ряд тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе против правосудия, собственности, жизни и здоровья, общественной безопасности, основ конституционного строя, а также преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетнего и ряд преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина, совершенных с использованием служебного положения.
Данное предложение не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 11 июля 2006 года N 406-О, согласно которой Конституция Российской Федерации, ее статья 50 (часть 3), закрепляет право каждого осужденного за преступление обращаться с просьбой о помиловании или о смягчении наказания. Это право, будучи непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма и справедливости, предполагает для каждого осужденного - независимо от характера преступления, за которое он был осужден, назначенного наказания и условий его исполнения - возможность добиваться смягчения своей участи, в том числе в судебном порядке, вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые являются правовыми последствиями его осуждения на основе вступившего в законную силу приговора.
Также обращаем внимание, что к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних относятся деяния различной степени тяжести. Наряду с особо тяжкими преступлениями, предусмотренными частями третьей-пятой статьи 131, частями третьей-пятой статьи 132, частями четвертой-шестой статьи 134, частями третьей-пятой статьи 135 УК РФ, к ним относятся деяния, предусмотренные частями второй и третьей статьи 134 и частью второй статьи 135 УК РФ, которые в соответствии со статьей 15 УК РФ признаются тяжкими, а также деяния, предусмотренные частью второй статьи 133 и частью первой статьи 134 УК РФ, которые являются преступлениями средней тяжести. При этом преступление, предусмотренное частью первой статьи 135 УК РФ, вообще относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Предусмотренные статьями 141, 142 и 142.1 преступления, совершенные с использованием служебного положения, за которые также предлагается установить названные запреты, тоже не относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям, а являются преступлениями средней тяжести.
В этой связи полагаем, что установление запрета на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания в отношении лиц, осужденных за совершение столь разных по степени тяжести преступлений, не соответствует уголовно-правовому принципу справедливости (часть первая статьи 6 УК РФ), в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Следует также иметь в виду, что возможность применения условно-досрочного освобождения к осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних косвенно предусмотрена положениями части второй.1 статьи 102 УК РФ, в которую проектом не вносятся соответствующие изменения, а также положениями части четвертой статьи 18, частей второй и третьей статьи 175 и части пятой статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В перечень особо тяжких преступлений, за совершение которых предлагается установить запрет на условно-досрочное освобождение и объявление амнистии, проектом включены преступления, предусмотренные статьями 174, 174.1, 175, 189 и 200.1 УК РФ, ни одно из которых (с учетом правил определения категории преступления, предусмотренных статьей 15 УК РФ) не является особо тяжким.
Также нельзя не отметить, что проектом по существу предлагается ограничить федеральным законом круг лиц, в отношении которых может быть объявлена амнистия. Однако, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 5 июля 2001 года N 11-П, Определениях от 22 апреля 2014 года N 831-О и 18 сентября 2014 года N 1828-О, статья 103 (пункт "е" части 1) Конституции Российской Федерации объявление амнистии закрепляет как исключительное дискреционное полномочие Государственной Думы; изначально только она одна, исходя из всей полноты возложенной на нее конституционной ответственности, решает вопрос, в отношении какого круга деяний и лиц необходимо и целесообразно объявление амнистии; издание законов по вопросам амнистии не предусматривается Конституцией Российской Федерации как необходимое и обязательное; в действующем конституционно-правовом пространстве нормативно-правовое регулирование амнистии осуществляется только в такой правовой форме, как постановление Государственной Думы; статья 84 УК РФ лишь закрепляет, что амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц и не определяет непосредственно категории лиц, подпадающих под действие акта об амнистии, как и порядок его применения, которые в каждом конкретном случае регламентируются Государственной Думой в соответствующих постановлениях.
Также обращаем внимание, что в Государственную Думу неоднократно вносились проекты федеральных законов, предусматривающие установление запрета на условно-досрочное освобождение в отношении тех или иных категорий лиц (например, проекты федеральных законов NN 550993-6, 1126650-6, 267187-5), которые были отклонены по указанным выше основаниям.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.